boeing 727

Новый региональный пассажирский самолет Boeing 727. Начало эксплуатации

Впервые новый Боинг поднялся в воздух в феврале 1963 года. Спустя ровно год машина официально вышла на внутренние линии. Первая модификация лайнера Boeing 727-100 стала основным транспортным средством для авиакомпаний Eastern Airlines и United Airlines, которые занимались обслуживанием внутренних маршрутов. Уже в первые месяцы эксплуатации стало понятно, что новая американская машина получилась экономичной, простой и удобной в обслуживании.

На 1964 год компания Boeing имела уже заказ на постройку 200 самолетов этого типа. Продолжая развивать успешную конструкцию, конструкторы фирмы Боинг создали транспортный вариант самолета. Следующая версия машины Боинг 727-200 имела салон большей длины, в котором «эконом-вариант» предполагал размещение 189 пассажиров. Именно эта версия и принесла наибольший успех компании. Удлинив фюзеляж лайнера на 6 метров, американские конструкторы создали самый популярный среднемагистральный пассажирский авиалайнер. Эта версия вышла на линии в 1967 году. С этого момента количество заказов на постройку пассажирской машины на заводах компании Боинг выросло в три раза. Основными заказчиками на самолет нового типа были европейские авиакомпании, перевозчики из стран Латинской и Южной Америки.

С конца 60-х годов «727» стал основной рабочей лошадкой большинства национальных авиакомпаний, как на внутренних линиях, так и на международных маршрутах. Машина успешно использовалась в качестве пассажирского воздушного судна и в транспортном варианте для чартерных и почтово-грузовых перевозок.

Самолет выпускался до 1984 года. Даже тогда, когда в Штатах уже шел массовый выпуск новой «737-модели» Боинга, его младший брат Боинг 727 продолжал летать практически на всех пассажирских маршрутах. За годы серийного выпуска заводы корпорации Боинг сдали заказчикам 1831 самолет. Из этого количества львиная доля — 1300 машин — приходится на модификацию 727-200.

Версии Боинга 727

Серия авиалайнеров Boeing 727 представлена 8 модификациями:

  • 100. Первая модель данной серии. Вместимость пассажиров составляет 131 человек.
  • 100С. Главной особенностью является возможность быстро конвертировать борт из пассажирского в грузовой и наоборот. Такая «конвертируемая» модель пользовалась популярностью в период экономического кризиса, когда многие авиакомпании не имели возможности закупать большое количество грузовых и пассажирских авиалайнеров.
  • 100QC. Усовершенствованная версия предыдущей модели. Главное отличие — повышенная скорость конвертации.
  • 100QF. Грузовая версия модели 727-100.
  • 100 Business Jet. Версия для пассажирских перевозок бизнес-класса. Количество мест в ней уменьшено, но благодаря этому значительно повышен уровень комфорта. Было выпущено ограниченное количество таких самолетов. В 60-70-ые годы авиакомпании нуждались в большей степени в авиалайнерах эконом-класса.
  • 200. Полностью усовершенствованная модель, с увеличенной длиной корпуса на 6 м. Это позволило повысить пассажировместимость.
  • 200А. От предыдущей версии отличалась увеличенной взлетной массой и дальностью перелета.
  • 200F. Грузовая версия авиалайнера Боинг 727-200.

В конце 60, начала 70-х годов производились военные версии для нужд ВВС США: С-22, С-22В и С-22С.

История создания

В процессе создания дальнемагистрального лайнера компания получила пожелания от ведущих авиаперевозчиков, которые касались машин для перелетов на малые и средние расстояния. В то время шло стремительное увеличение рынка авиационных перевозок, что повлекло появление самолетов с уплотненной компоновкой пассажирских салонов и удлиненными фюзеляжами.

Машины должны были работать с коротких взлетно-посадочных полос и иметь продленный интервал технического обслуживания. Последнее требование позволяло сократить простои самолетов в ремонтных зонах.

Поскольку общий заказ на новые самолеты оценивался всего в 300 машин, то в конструкции предполагалось применять максимально возможное число узлов от лайнеров Боинг 707 и 720. Изначально рассматривалась четырехмоторная компоновка или вариант установки моторов попарно на хвостовой части фюзеляжа. Но в итоге победил компромиссный вариант с тремя двигателями, размещенными в хвостовой части машины.

Для будущего Боинг-727 предполагалось использовать лицензионный вариант двигателя Rolls-Royce Sprey производства компании Allison. Но потом от такой идеи отказались в пользу турбореактивных двигателей Pratt&Whitney серии JT8D.

Первый полет нового лайнера состоялся зимой 1963 года, а спустя некоторое время был готов выставочный образец, который демонстрировался представителям авиакомпаний.

Пионером коммерческой эксплуатации Боинг 727-100 стала компания Eastern Air Lines, которая выполнила первый рейс в феврале 1964 года. Компания United Airlines отстала от конкурента всего на пять дней.

Первые же рейсы показали экономическую эффективность лайнера, который опередил даже двухмоторные самолеты типа Caravella. Причем преимущество сохранялось даже на коротких маршрутах. Но эффективность самолета не способствовала росту спроса – к середине 1964 года компания имела всего 200 твердо заказанных машин.

Для оживления спроса была разработана удлиненная версия под обозначением Боинг-727-200. Машина оснащалась фюзеляжем с двумя дополнительными вставками длиной по 3050 мм, установленными по сторонам от оси основных стоек шасси. При этом остальные узлы машин остались неизменными.

Первым коммерческим пользователем самолета стала компания Northeast Airlines – полет состоялся в середине декабря 1967 года. На этот момент корпорация Боинг имела более 500 заказов на модель 727, причем на долю удлиненной версии приходилось почти 25% объема.

К 1973 года корпорация Боинг сняла с производства короткую версию 727-100, выпустив немногим более 500 машин.

Значительным ударом по популярности модели 727 нанес более эффективный Боинг-737, который стал производиться в конце 60-х годов. Спрос отчасти восстановился только во второй половине 70-х годов, причем заказчики покупали в основном транспортные версии.

Удлиненный вариант продержался в производстве до 1984 года и обеспечил Боинг сохранение лидирующих позиций на рынке коммерческой авиатехники с турбореактивными силовыми установками. Всего корпорация поставила заказчикам 1831 самолет.

С момента передачи заказчику последнего серийного Боинг-727-200 прошло уже почти 34 года, поэтому активная эксплуатация машин ведется только авиакомпаниями стран «третьего мира». Единичные грузовые самолеты встречаются в Азии, Африке и Латинской Америке. На территории США последним эксплуатантом самолетов была чартерная компания Champion Air.

https://youtube.com/watch?v=gyXtksAODRs%3Ffeature%3Doembed%26wmode%3Dopaque

На момент краха, произошедшего в 2008 году, в списках авиакомпании числилось 16 лайнеров Боинг-727 и 727-200. После процедуры банкротства все машины проданы на металлолом.

Конструкция

Боинг 727 представляет собой свободнонесущий моноплан с низко расположенным крылом стреловидной формы и силовой установкой из трех турбореактивных двигателей. Воздухозаборник центрального двигателя вынесен на верхнюю часть фюзеляжа. Из-за установки моторов в хвостовой части использовано хвостовое оперение с вынесенным вверх горизонтальным стабилизатором.

Дополнительно имеется газотурбинный двигатель с генератором, обеспечивший независимость электрической системы самолета от наземного оборудования. Подобная установка стала применяться на пассажирских машинах Боинг именно с модели 727.

Профиль крыла получен в результате многочисленных испытаний в аэродинамической трубе.

На крыле впервые в мировой практике применены трехщелевые закрылки. Дополнительно в механизацию плоскостей крыла входят предкрылки.

Использование этих узлов позволило выполнять взлет и посадку с полос протяженностью около 1600 м. В начале 90-х годов предпринимались попытки установки вертикальных аэродинамических гребней на плоскости крыла. Теоретически модернизация позволяла снизить расход топлива на 4%.

Самолеты Боинг 727 оснащены комплексом авионики «Коллинз» или «Ханиуэлл». Для индикации показаний применяются электромеханические приборы. В ходе поздних модернизаций на части машин применили приборы с жидкокристаллическими экранами. Подобное оборудование устанавливалось на транспортные самолеты компании FedEx с 1994 года. Экипаж состоит из трех человек, хотя прорабатывались возможности использования двухместной кабины.

Пассажирский салон Боинг 727-200 имеет два варианта компоновки – только эконом-класса или с дополнительным бизнес-классом.

Кресла пассажиров бизнес расположены в начале салона, установлены попарно в два ряда. За ними расположен эконом-салон, в котором размещены трехместные кресла с центральным проходом. На борту имеются три санузла, размещенные в начале и в конце салона.

Варианты

  • Boeing 727-100 — исходная модель.
  • Boeing 727-100C — Конвертируемая грузопассажирская версия.
  • Boeing 727-100QC — Быстро меняемая грузопассажирская версия.
  • Boeing 727-100QF — грузовая версия для UPS Airlines, для соблюдения новых норм шумности штатные двигатели заменены на Rolls-Royce Tay (англ.)русск.
  • Boeing 727-100 Business Jet
  • Boeing 727-200 — Модифицированная версия (удлинена на 6 метров).
  • Boeing 727-200F — грузовая версия.
  • Boeing 727-227F Advanced — версия для достижения пассажирами опыта состояния невесомости.
  • C-22 — Военная версия, специально созданная для .
  • C-22B — Военная версия Boeing Boeing 727-100.
  • C-22C — Военная версия Boeing Boeing 727-100.

Аварии и катастрофы

Основная статья: Авиационные происшествия с Boeing 727

По данным сайта Aviation Safety Network по состоянию на 15 марта 2019 года в общей сложности в результате катастроф и серьёзных аварий были потеряны 119 самолётов Boeing 727.[2] Boeing 727 пытались угнать 182 раза, при этом погибли 90 человек. Всего в этих происшествиях погибло 4211 человек.[3]

Крупнейшей по числу жертв катастрофой Boeing 727 стало крушение самолёта авиакомпании Mexicana Airlines в Мексике 31 марта . В нарушение инструкций одна из шин была накачана воздухом, а не азотом, и после перегрева при взлёте взорвалась. На борту находилось 167 человек, все они погибли.

Причина появления нового пассажирского авиалайнера

В Соединенных Штатах к 60-м годам парк внутренних пассажирских авиалиний был представлен старыми винтомоторными воздушными судами. Такие же самолеты связывали города США со странами Карибского бассейна и Латинской Америки. Следует отметить, что несмотря на высокую степень надежности поршневых и турбовинтовых пассажирских лайнеров, летали они медленно. Расстояние от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса среднемагистральные самолеты L-1049 Super Constellation или Douglas DC-7C преодолевали за 6-7 часов. Потребуется еще с десяток лет, прежде чем появится пассажирский региональный лайнер Boeing 727, машина, которая сможет связать удаленные друг от друга регионы огромной страны.

Гражданская авиация в Соединенных Штатах только начала переход на реактивную авиацию. В конструкторских бюро компаний Douglas Aircraft Company и Boeing активно велась работа по созданию новых реактивных самолетов. США в этом плане отставали от англичан и Советов, где уже были созданы первые реактивные пассажирские самолеты «Комета» и Ту 104.

Если с машинами, способными летать на большие расстояния ситуация разрешилась с появлением на линиях первенца американской реактивной пассажирской авиации Боинга 707, а после и самолета-конкурента DC-8, то для внутренних авиалиний самолет пришлось создавать практически заново. Тем более что положение на рынке внутренних авиаперевозок становилось катастрофическим. Рост количества потенциальных пассажиров указывал на необходимость создания машины большей пассажировместимости, которая за два-три часа доставит пассажира из Вашингтона в Новый Орлеан, из Анкориджа в Хьюстон или в Сан-Франциско.

Успех, который сопутствовал появлению на международных линиях нового реактивного пассажирского лайнера Боинг 707, подтолкнул основных авиаперевозчиков Соединенных Штатов авиакомпании Pan American, United Airlines и WTA к совместному решению о необходимости строительства регионального авиалайнера. В качестве основного разработчика была выбрана самолетостроительная фирма Boeing. Задачи, которые выдвигались перед авиаконструкторами, выглядели следующим образом:

  • новый самолет должен будет способен взлетать и садиться на укороченные ВПП;
  • машина должна обладать необходимым запасом прочности и надежности при возникновении внештатных ситуаций на борту;
  • самолет должен быть неприхотлив в обслуживании и удобен в эксплуатации;
  • машина должна быть быстрой, вместительной и в то же время, экономичной.

В кабинетах Boeing прекрасно понимали, что сделать новый самолет путем модернизации «707» не получится. Нельзя было просто для увеличения пассажировместимости удлинить фюзеляж базовой модели. Чтобы поднять в воздух такую машину потребуется больший размах крыльев и мощные двигатели. Соответственно придется переустанавливать шасси самолета в связи с увеличением размеров лайнера. При таких условиях, говорить о создании компактной и вместительной машины, способной обслуживаться в небольших региональных аэропортах, не приходилось. Именно этот аргумент и стал решающим в пользу принятия решения о строительстве совершенно нового самолета.

Новым пассажирским самолетом, судя по принятой нумерации изделий, сходящих с конвейера сборочных цехов корпорации Boeing, должен был стать Boeing 727. Этот пассажирский лайнер станет визитной карточкой многочисленных авиакомпаний по всему миру. Однако до этого момента предстояло решить целый ряд сложных технических и инженерных вопросов.

История

Boeing 727 в трёх проекциях

727-100 TAP Portugal

727-200 авиакомпании Ariana Afghan Airlines

Boeing 727 был разработан в начале 1960-х, чтобы удовлетворить потребности трёх американских авиакомпаний: United Airlines, American Airlines и Eastern Air Lines. Задачей было создание массового реактивного самолёта, способного использовать ВПП небольших аэропортов, выполнять рейс даже при отказе одного двигателя, быть более экономичным, чем Boeing 707, простым в эксплуатации и обслуживании. Boeing 727 прежде всего должен был использоваться в качестве самолёта для региональных авиаперевозок на западе США и на Аляске, а также перелётов между США и странами Карибского бассейна.

Для упрощения использования самолёта в малоподготовленных аэропортах важное внимание было уделено механизации крыла (уменьшение требуемой длины ВПП) и встроенному трапу (для упрощения посадки и высадки пассажиров в случае отсутствия штатного трапа). Двигатели самолёта отличались большим уровнем шума, что создавало проблемы эксплуатантам в первые годы использования лайнера

В поздних модификациях уровень шума был уменьшен.

Boeing 727 был хорошо принят авиакомпаниями и в 1960-х быстро распространился за пределы США, особенно в страны Латинской Америки и Средиземноморья. Для целого ряда авиакомпаний он стал первым типом используемого воздушного судна и основной «рабочей лошадкой» для выполнения сначала регулярных пассажирских, а затем чартерных и грузовых рейсов на среднюю дистанцию. Появление более экономичного двухдвигательного Boeing 737 в конце 1960-х привело к снижению числа заказов на 727-й. Однако даже после нефтяного кризиса 1974 года авиакомпании снова наполнили портфель заказов на этот самолёт, в основном на его грузовые версии. Последний лайнер был поставлен заказчику в 1984 году, большинство крупных авиакомпаний развитых стран вывели из эксплуатации Boeing 727 к началу 2000-х годов.

Вывод на рынок Boeing 727 дал компании значительное преимущество перед конкурентами из «McDonnell Douglas», которые смогли предложить рынку аналогичный самолёт (MD-80) с большим опозданием, когда привыкшие работать с «Boeing» авиакомпании уже заказали Boeing 737. Успех последнего во многом был предопределён хорошей реакцией рынка на его предшественника. Другим развитием типа стал , имеющий большие дальность и вместимость, чем Boeing 727 и особенно востребованный грузовыми перевозчиками в качестве замены Boeing 727.

Расположение лучших мест и схема салона

Планировка самолета в основной массе двухклассная, на борту может разместиться 189 пассажиров.

В бизнес-классе расположены ряды с 3 по 5. Это комфортабельные, спокойные и удобные места. Проход широкий, кресла стоят по схеме 2/2. Лучшими считают места в середине, это четвертый ряд. Они немного отдалены от подсобных помещений и санузлов.

В экономическом классе проход более узкий, а кресла имеют компоновку 3/3. Кресла удобные и мягкие, с довольно большим расстоянием между ними.

Наиболее удачные места в шестом ряду, перед ними имеется перегородка, и нет откидывающихся спинок кресел в противоположном направлении. Места для ног более чем достаточно, даже для высокого человека.

В 27 ряду менее удобные места, это последний ряд в хвостовой части. Здесь не откидываются спинки кресел, а еще скапливается очередь в туалет и наблюдается постоянное хождение людей.

Этапы рождения нового Боинга

Изначально перед конструкторами была поставлена сложная задача. Требовалось создать машину, которая по своим взлетно-посадочным параметрам смогла бы без проблем использовать имеющуюся аэродромную инфраструктуру в США. К тому же такой самолет должен был летать быстро на малых высотах. Ключевым фактором в постройке машины стала рентабельность пассажирских авиаперевозок. Кто будет платить за дорогие билеты на самолет, если можно будет сэкономить, отдав предпочтение винтомоторным лайнерам или путешествиям по железной дороге.

Небольшие расстояния для гражданских пассажирских судов стали камнем преткновения. Количество взлетов и посадок в период эксплуатации регионального самолета заметно увеличивалось по сравнению аналогичным режимом у межконтинентальных лайнеров. Соответственно машина должна была иметь более прочное и устойчивое шасси. Увеличивался ресурс авиационных двигателей. Сама конструкция самолета должна была быть готовой к быстрому техническому обслуживанию с целью сокращения времени на подготовку воздушного судна к новому рейсу. В данном случае сыграл свою весомую роль американский прагматизм.

По мнению менеджеров авиакомпаний — эксплуатация самолета должна приносить постоянный доход. Время пребывания самолета на земле не приносит доход. Чем больше машина выполняла рейсов, тем выше была рентабельность перевозок. Этот аспект отразился в схеме салона нового самолета. Пассажирские кресла были расставлены в три ряда, по обеим сторонам от центрального прохода. Количество пассажиров при таком способе посадки составляло 131 человек.

Для нового самолета потребовалось создать и новые реактивные двигатели. Так как большинство мелких региональных аэродромов находятся в пределах городской черты, уровень шума работающих авиационных двигателей должен соответствовать установленным нормам шумности.

Параметры и нормативы шумности реактивных двигателей для пассажирских лайнеров были впервые введены в Америке и в Европе в начале 60-х годов. В Советском Союзе об этом аспекте заговорили только в начале 80-х годов, когда появилась техническая возможность делать мощные и менее шумные реактивные двигатели.

Под таким прессингом проблем в ноябре 1960 года было начато проектирование нового лайнера. В ходе разработки проекта было рассмотрено до 70 эскизных проектов, при анализе которых была рождена единая концепция новой пассажирской машины. Было решено освободить крылья от мотогондол, отведя для моторной группы хвостовую часть фюзеляжа. Для нового самолета определили количество двигателей, которые были представлены тремя изделиями фирмы «Пратт & Уитни» JT8D-1 с тягой по 14000 кгс каждый. Отличительной особенностью британских двигателей являлось наличие в них функции реверса тяги. Такая функция была крайне полезной при эксплуатации машины на коротких взлетно-посадочных полосах.

Большая работа была проведена по конструированию крыла, в результате которой удалось создать универсальный элемент крылатой машины. Благодаря конструкции крыла самолет мог летать на экономичной крейсерской скорости на малых высотах, совершать без проблем посадку на ограниченном пространстве. Опытный макет самолета Боинг 727 подвергся тщательным аэродинамическим испытаниям в аэродинамической трубе, в результате которых удалось получить самое совершенное на то время самолетное крыло.

Что касается других новшеств, которыми обладала новая машина, то будет уместно сказать следующее:

  • машина была оборудована автономным спускающимся трапом, который был очень к месту в условиях эксплуатации на маленьких аэродромах;
  • системы жизнеобеспечения самолета и запуска двигателей были автономны, благодаря чему машину можно было быстро подготовить к взлету самостоятельно, в аэропортах с ограниченными техническими возможностями.

Летные параметры Boeing 727-200 Adv

Самолет узко-фюзеляжный, трехдвигательный низкоплан.

  • Длина машины – 46,7 метра
  • Размах крыла – 32,9 метра
  • Высота самолета – 10,4 метра
  • Ширина (сечение) фюзеляжа – 3,8 метра
  • Пассажировместимость – 145 человек в двух классах, 189 (экономический класс)
  • Вес при взлете – 95030 килограммов
  • Вес порожнего лайнера – 45360 килограммов
  • Высота полета (потолок) – 12192 километра
  • Дальность перелета – 4020 километров
  • Моторы 3 единицы – устанавливались разные по мощности двигатели (от JT8D-9A с тягой 14500, до JT8D-17R с силой тяги 17400)

https://youtube.com/watch?v=gyXtksAODRs%3Ffeature%3Doembed

Экономический класс

Схема салона Боинг 737 800 S7 Airlines

Эконом-класс расположен сразу за перегородкой. Расстояние между креслами составляет 0,8 метров, что просторно даже для современных самолетов. Проходы неширокие, кресла немного тесные по ширине, но удобные, с мягким наполнителем. Схема салона эконом класса: 3-3.

Наиболее удобными и комфортными являются места, расположенные в шестом ряду. Они предоставляют много места для ног, поскольку перегородка находится достаточно далеко. Отсутствие впередисидящих соседей, которые могут откинуть спинку кресла, тоже является большим плюсом. Можно свободно выйти в проход, не побеспокоив при этом соседей. Минус — крепления для детских кресел в перегородке, так как дети на протяжении полета могут стать источником громкого шума.

Места на рядах с 7 по 26 не имеют определенных преимуществ или недостатков. Места в 13-21 рядах находятся непосредственно над крылом самолета, поэтому их стоит избегать тем, кто любит наслаждаться красивыми пейзажами, делать фотографии или просто рассматривать небо в полете. Однако их можно выбрать, если полет происходит в ночное время.

Пассажиры, сидящие в 25 ряду, могут свободно откидывать спинки кресел, поскольку сзади достаточно пространства перед следующим рядом и мала вероятность помешать соседям. Это не касается мест А и F, там кресла могут быть зафиксированы.

Ряд 26 находится возле эвакуационных выходов. Кресла там парные. Могут отсутствовать иллюминаторы и не полностью откидываться сидения. Из плюсов — ряд просторный и в длину, и в ширину. Много свободного пространства для ног.

Худшие места, которые необходимо выбирать в последнюю очередь — расположенные в 27 ряду. Это последний ряд эконом-класса, сразу за которым находятся туалеты

. Пассажиры будут испытывать постоянное беспокойство от людей, идущих в уборные, также там скапливается очередь. Неприятные запахи и шумы в районе данного ряда, исходящие из технических помещений, также могут быть причинами беспокойства.

Пассажирам, предпочитающим отдохнуть, рекомендуется выбирать места у иллюминаторов. На этих местах пассажиров вряд ли кто-либо побеспокоит, но придется беспокоить соседей для того, чтобы выйти в туалет. Пассажиров, сидящих в местах у прохода, будут задевать люди, идущие в туалет и бортпроводники, разносящие еду.

Фото салона эконом-класса самолета Боинг 727 200.

Самолет Боинг 727 200 — очень успешная модификация узкофюзеляжного самолета средней дальности, который произвела компания Boeing. Это подтверждает хотя бы количество его продаж по всему миру. Сместить с пьедестала модификацию удалось лишь Боингу 737, который пришел на смену. Эта модификация все еще встречается в некоторых странах и авиакомпаниях.

Перед тем, как выбрать путешествие данным самолетом, необходимо уточнить количество классов, поскольку удобные места в одноклассовой компоновке могут быть неудачными в случае с двухклассовой. Нужно также учитывать, что самолеты этой модели не производятся несколько десятилетий, поэтому салон может быть старым и изношенным.

Лучшие места следует выбирать исходя из личных предпочтений. Любителям красивых фотографий или пассажирам, которые предпочитают наслаждаться красивыми видами, следует выбирать места у иллюминаторов. Пассажирам, желающим отдохнуть — желательно выбрать места в середине салона. При выборе мест в последнем ряду эконом-класса нужно готовить себя к неудобствам. Если нет финансовых проблем, то наилучшим выбором является комфортабельный салон бизнес-класса.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector