Самолет ATR 72: особенности конструкции

Лётно-технические характеристики 72-500

Технические характеристики
  • Экипаж: 2 пилота[2]
  • Пассажировместимость: до 74 человек
  • Грузоподъёмность: 7500 кг
  • Длина: 27,17 м
  • Размах крыла: 27,05 м
  • Высота: 7.72 м
  • Площадь крыла: 61,0 м²
  • Коэффициент удлинения крыла: 12,0
  • База шасси: 10,77 м
  • Масса пустого: 13 010 кг
  • Масса снаряжённого: 20 500 кг
  • Максимальная взлётная масса: 22 000 кг
  • Максимальная стояночная масса: 22 170 кг
  • Максимальная посадочная масса: 21 850 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 5 000 кг
  • Объём топливных баков: 6 974 л
  • Силовая установка: 2 × ТВД Pratt & Whitney Canada PW127F,AFT-31
  • Мощность двигателей: 2 × 2 500 л. с. (взл. 2 750 л. с.) (2 × 1 864 кВт (взл. 2 051 кВт))
  • Воздушный винт: Hamilton Standard 568F, 6-лопастной
  • Диаметр винта: 5м
Лётные характеристики
  • Максимальная скорость: 511 км/ч
  • Крейсерская скорость: 509 км/ч
  • Практическая дальность: 1324 км
  • Перегоночная дальность: 3 622 км
  • Практический потолок: 7 620 м
  • : 6,88 м/с
  • Нагрузка на крыло: 360,7 кг/м²
  • Длина разбега: 1 223 м
  • Длина пробега: 1 048 м

О производителе

Производителем самолета atr 72 является крупный франко-итальянский концерн ATR (Avions de Transport Regional). Заводы этого производителя находятся как на территории Италии, так и на территории Франции. Если говорить более конкретно, самолетные фюзеляжи и части оперения изготавливаются подразделением Alenia Aeronautica в городе Неаполь, крыло самолета – в компании EADS во французском Бордо, а окончательная сборка летных единиц осуществляется в Тулузе, что также во Франции.

На сегодняшний день ATR входит в число мировых лидеров в сфере производства турбовинтовых самолетов с количеством пассажирских мест от 40 до 74.

 

ATR 72 на Викискладе
Это заготовка статьи об авиации. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
Авиакосмическая техника Sud Aviation/Aérospatiale
Самолёты
  • SE-116 Voltigeur
  • SE-117 Voltigeur
  • ATR 42
  • ATR 72
  • ATSF
  • Fouga СМ.170 Magister
  • Fouga CM.175 Zéphyr
  • Concorde
  • N 262
  • Sud Aviation Caravelle
  • Aérospatiale Corvette
  • Socata TB 30 Epsilon
Вертолёты
  • SA 313
  • SA 315B Lama
  • SA 316 Alouette III
  • SA 318 Alouette II
  • SA 319 Alouette III
  • SA 321 Super Frelon
  • SA 330 Puma
  • SA 340/341/342 Gazelle
  • AS350 Écureuil
  • AS355 Ecureuil 2
  • SA 360 Dauphin
  • SA 365/AS365
Прочая техника
Ракеты:
  • Exocet
Космическая техника:
  • Arabsat
  • Ariane
  • Hermes
  • зонд «Гюйгенс»
  • Meteosat
  • Spacebus

Характеристики

Самолет Atr в полете.

Самолет ат 72 5 обеспечивает безопасный полет, обладает современной конструкцией, экономичным производством на предприятии и малым потреблением топлива. Возможна перевозка до 74 человек в эконом-классе. В экипаж входит два пилота. Летает лайнер на расстояние до двух тысяч километров со скоростью в 509 километров в час.

Нет вспомогательной силовой установки, зато установлен тормоз пропеллеров, благодаря чему в самолете всегда свежий воздух и есть электричество.

Хвост у Atr имеют форму буквы «Т», крылья расположены высоко, под ними находятся турбовентиляторные двигатели.

Дополнительные характеристики:

  • Вес поднимает до 7 500 килограмм;
  • В длину — 27,17 метров;
  • У крыльев размах 27,05 метров;
  • В высоту составляет 7,72 метра;
  • Пустой весит 13 010 кг;
  • С пассажирами вес достигает 20 500 кг;
  • Для взлета масса не должна превышать 22 тонн;
  • Топлива на борту 6 974 литров.

Модификации

Ниже перечислены основные модели, которые имеет самолет АТР-72 (фото ниже) и их особенности:

  1. Версия 72-200 оборудуется винтами с пятью лопастями, двигателем Pratt&Whitney PW124B, представляет собой исходную модификацию.
  2. Вариант 72-210 оснащен более мощной силовой установкой типа PW127.
  3. Модель 72-500 оборудована винтами с шестью лопастями, турбинными модернизированными моторами и увеличенным взлетным весом.

Кроме того, существуют грузовые, люксовые и транспортные аналоги на базе рассматриваемой машины. За время серийного производства выпущено более шестисот экземпляров в пассажирском исполнении.

Все фото самолета ATR 72 52

  • Сортировать по:
  • Дате

  • 11

Самолет ATR 72 авиакомпании Astra Airlines в аэропорту Салоники

  • 315
  • 1

Панель над пассажирским креслом в самолете ATR 72-600

Читайте так же:  Схема салона самолета Боинг 777 200 Норд Винд

  • 295

Пассажирские кресла в самолете ATR 72-600 авиакомпании Wings Air

  • 355

Самолет ATR 72 авиакомпании NoRRA в аэропорту Хельсинки Вантаа

  • 334

Самолет ATR 72 авиакомпании Nordica в аэропорту Пулково

  • 359
  • 2

Самолет ATR-72 VQ-BLL авиакомпании Utair в аэропорту Калуги

  • 453
  • 7

Пилотская кабина самолета ATR 72 авиакомпании Utair

  • 379
  • 3

Самолет ATR-72 VQ-BLJ авиакомпании Utair в аэропорту Калуги

  • 273
  • 1

Самолет ATR-72 VQ-BLJ авиакомпании Utair в аэропорту Калуга Грабцево

  • 538
  • 2

Пассажирский салон самолета ATR 72 авиакомпании White Airways

  • 334
  • 2

Cамолет ATR 72 авиакомпании White Airways в окраске TAP Express в аэропорту Порту

  • 368
  • 4

Самолет ATR 72-500 авиакомпании Canaryfly в аэропорту Гран-Канария

  • 381
  • 2

ATR-72 VQ-BLF авиакомпании UTair в аэропорту Уфа

  • 309
  • 2

Панель над пассажирским креслом в самолете ATR 72

  • 365

Самолет ATR 72-600 авиакомпании Royal Air Maroc Express

  • 711
  • 1

Панель над пассажирским креслом в самолете ATR 72-500

  • 934
  • 6

Пассажирские кресла в самолете ATR 72-500 авиакомпании Tarom

  • 1001
  • 6

Салон самолета ATR 72-500 авиакомпании Tarom

  • 675
  • 2

ATR 72-500 авиакомпании Tarom в аэропорту София

  • 980
  • 10

ATR 72-500 авиакомпании Tarom в аэропорту София

  • 2009
  • 12

Самолет ATR 72 авиакомпании Island Air в аэропорту Лихуэ

  • 932
  • 3

Пассажирские кресла в самолете ATR 72 авиакомпании Island Air

  • 2886
  • 33

Самолет ATR 72 авиакомпании Island Air в аэропорту Гонолулу

  • 803
  • 4

Самолет ATR 72 авиакомпании Island Air в аэропорту Гонолулу

  • 893
  • 6

Самолет ATR 72 авиакомпании Island Air в аэропорту Гонолулу

  • 2186
  • 14

Самолет ATR 72 авиакомпании Lao Airlines в аэропорту Бангкок Суварнабуми

  • 5389
  • 52

Салон самолета ATR 72 авиакомпании NORRA

  • 1056
  • 4

Пассажирское кресло в самолете ATR 72 авиакомпании NORRA

  • 858
  • 2

Самолет ATR 72 авиакомпании NORRA в аэропорту Каяни

  • 848
  • 4

Самолет ATR 72 EC-LFA авиакомпании «Binter Canarias» в аэропорту Тенерифе

  • 666
  • 1

Самолет ATR 72 EC-JEV авиакомпании «Binter Canarias» в аэропорту Тенерифе

  • 675
  • 4

Самолет ATR 72-500 авиакомпании «Binter Canarias» в аэропорту Тенерифе

  • 1003
  • 6

ATR 72 авиакомпании Flybe Nordic в аэропорту Хельсинки

  • 578

Самолет ATR 72 авиакомпании Flybe Nordic в аэропорту Каяни

  • 559
  • 3

Самолет ATR 72 авиакомпании Air Tahiti в аэропорту Бора-Бора

  • 580
  • 2

Пассажирские кресла в самолете ATR 72 авиакомпании Malindo Air

  • 575
  • 1

ATR 72 авиакомпании Malindo Air в аэропорту Субанг Султан Абдул Азиз Шах

  • 511
  • -1

Самолет ATR 72 авиакомпании Firefly в аэропорту Субанг Султан Абдул Азиз Шах

  • 542
  • 1

ATR 72 авиакомпании Firefly в аэропорту Субанг Султан Абдул Азиз Шах

Аварии и катастрофы

По данным сайта Aviation Safety Network по состоянию на 15 марта 2019 года в общей сложности в результате катастроф и серьёзных аварий были потеряны 33 самолёта ATR-72.[3] ATR-72 пытались угнать 1 раз, при этом никто не погиб. Всего в этих происшествиях погибло 398 человек.[4]

Дата Бортовой номер Место катастрофы Жертвы Краткое описание
31.10.1994 N401AM Розлон 68/68 Обледенение, потеря управления при ожидании захода на посадку. Расследование выявило несовершенство формы крыла, вызывающее нарастание ледяной корки на элеронах при определённых метеоусловиях. После расследования и испытаний American Eagle Airlines и Delta Connection перестали использовать ATR 72 в районах с холодным климатом.
08.12.1994 F-OHOC Ойем 0/21 При посадке отклонился от оси ВПП, столкновение с деревьями.
30.01.1995 B-22717 Тайбэй 4/4 Грузовой рейс, столкнулся со склоном холма при заходе на посадку. Расследование выявило, что авария была вызвана накоплением льда вокруг основных компонентов самолета, что приводит к потере управляемости.
21.12.2002 B-22708 Пэнху 2/2 Грузовой рейс, потеря скорости при подходе к аэропорту, упал в воду.
09.05.2004 N438AT Сан-Хуан 0/26 Грубая посадка с «козлением», выкат с ВПП.
06.08.2005 TS-LBB Палермо 16/39 Посадка на воду из-за нехватки топлива (установлен топливомер от другого типа).
11.03.2006 VT-DKC Бангалор 0/44 Грубая посадка, самолёт продан на запчасти а/к Airlinair (Франция).
01.07.2007 VT-JCE Индаур 0/49 Посадка с перелётом и «козлением» при сильном дожде, выкат с ВПП.
19.02.2008 XY-AIE Путао 0/57 Прерванный взлёт из-за проблем с двигателем, выкат за пределы ВПП.
04.08.2009 HS-PGL Самуи 1/72 Выкат с влажной ВПП при посадке, столкновение с диспетчерской башней.
10.11.2009 VT-KAC Мумбаи 0/46 Выкат с ВПП при посадке, списан.
04.11.2010 CU-T1549 Санкти-Спиритус 68/68 При полете на высоте около 6000 метров в сложных метеоусловиях началось обледенение, потерял высоту, разбился в горах. Еще до аварии пилоты отмечали опасность управлением самолетом при определенных метеоусловиях и риск внезапного сваливания.
09.08.2011 PK-WFG Медан 0/2 При взлёте загорелся правый двигатель[5].
02.04.2012 VP-BYZ Тюмень 33/43 Разбился вскоре после взлёта. До этого самолёт восемь часов простоял под ливневым снегопадом, но не был обработан антиобледенителем[6].
30.04.2012 L16-2/52 Дакка 0/15 Выкатился с ВПП при посадке.
02.02.2013 YR-ATS Рим 0/50 Выкатился с ВПП при посадке.
16.10.2013 RDPL-34233 Паксе 49/49 Упал в реку при заходе на посадку.
23.07.2014 B-22810 Магун 47/58 Грубая посадка в сложных метеоусловиях.
04.02.2015 B-22816 Тайбэй 43/58 Разбился через 2 минуты после взлета из-за проблем с левым двигателем. Перед ударом о землю самолет завалился на левую плоскость, задел мост и упал в реку Цзилун.[7][8][9]
18.02.2018 EP-ATS Семиром 66/66 Катастрофа произошла в горах. Самолет упал около города Семиром в провинции Исфахан.
Читайте так же:  Самолет Ан-26 (летно-технические характеристики)

Современные серии

АТР-42/72 – самолет, который в октябре 2007 года получил новый силовой агрегат и индекс 600. Кабина пилотов оснащалась новейшими навигационными приспособлениями, а эффективность мотора повысилась на пять процентов, по сравнению с предыдущими двигателями. Полетные сведения стали выводиться на жидкокристаллический дисплей, а безопасность перемещения обеспечил бортовой многофункциональный компьютер.

Первый полет, обновленный самолет шестисотой версии, осуществил летом 2009 года. Основными заказчиками этой модификации стали компании Air New Zealand и Royal Air Maroc Express.

Небольшой. Турбовинтовой. Пассажирский

За всю историю развития самолетостроения было спроектировано и построено огромное количество самолетов. Так вышло, что на слуху лишь крупные дальнемагистральные воздушные суда и самолеты военной авиации. А между тем, помимо перелетов на дальние расстояния, нужно летать на средние и даже на ближние АТР 72 – это отличный представитель универсальных самолетов ближней гражданской авиации.

В чем же его преимущества? В том, что он сравнительно небольшой и легкий. Он не имеет турбореактивных двигателей, а оснащен двумя турбовинтовыми силовыми агрегатами, что гораздо выгоднее для ближней авиации. Такой самолет расходует не так уж много топлива и прост в обслуживании. Сама его конструкция гораздо более простая и понятная, чем у большей части более мощных самолетов.

АТР 72 – самолет нового поколения. Лопасти двигателей выглядят несколько старомодно и это отталкивает пассажиров. Однако это общее заблуждение. Винтовая тяга хоть и дает меньшую скорость, но отнюдь не хуже турбореактивной тяги. Исторически сложилось так, что эталоном надежности считаются военные самолеты. Турбовинтовые двигатели успешно применяются на стратегических бомбардировщиках ВКС России и военно-транспортных самолетах ВВС США. Такие двигатели наиболее оптимальны для полетов на небольшие расстояния.

Где лучше сесть

Прежде чем купить билет, следует изучить схему самолета. Большинство кресел обладают стандартными свойствами, но у некоторых есть особенности, из-за чего подобное сиденье становится либо хорошим, либо плохим.

Читайте так же:  Авиация России и США сравнение. Стратегическая авиация России и США

Дверь находится в конце лайнера, тут чаще всего расположен бизнес-класс, хотя обычно весь салон отдается под экономический. С одной стороны, сидеть сзади хорошо: раньше сели, раньше вышли, но с другой стороны тут больше трясет при маневрах, может быть прохладней и сильнее чувствуется турбулентность.

Худшие места

Если бизнес-класс в модели все-таки есть, преимуществом будет возможность вытянуть ноги, а также более разнообразное меню. Для остальных мест пространства для ног не будет за исключением первого ряда, где его больше за счет отсутствия ряда перед креслами. Еще один плюс первого ряда — никто не откинет сиденье пассажиру на колени.

Модификации

ATR 72-100

Два подтипа были обозначены серией −100.

  • ATR 72-101 — начальный вариант, оснащённый двигателями фирмы Pratt & Whitney PW124B сертифицирован в сентябре 1989.
  • ATR 72-102 — вариант, оснащённый PW124B, сертифицирован в декабре 1989.

ATR 72-200

ATR 72-200F FedEx

Самолёт оснащён двигателями Pratt & Whitney PW124B с новыми пятилопастными воздушными винтами.

  • ATR 72-201
  • ATR 72-202

ATR 72-210

Самолёт оснащён двигателями Pratt & Whitney PW127 с пятилопастными воздушными винтами.

ATR 72-500

ATR 72-500 Wings Air

Рыночное наименование ATR 72-212A с другим набором оборудования и новыми двигателями типа Pratt & Whitney PW127F или PW127М с шестилопастными воздушными винтами.

ATR 72-600

ATR 72-600 Azul Brasilian Airlines

ATR 72-600 Link

Рыночное наименование ATR 72-212A с другим набором оборудования. Самолёты 600-й серии построены на базе 500-й. Серия была анонсирована в октябре 2007 года. Прототип ATR 72-600 совершил первый полет 24 июля 2009 года. Первые поставки были запланированы на вторую половину 2010 года.

ATR 72-600 включает в себя несколько усовершенствований. В качестве силовой установки выступают двигатели PW127M, обеспечивающие дополнительные 5% мощности во взлётном режиме (если это требуется по условиями взлета). Кабина пилотов оборудована пятью ЖК-экранами (в предыдущих версиях EFIS они были доступны опционально). Многоцелевой компьютер (MPC) призван повысить уровень безопасности полетов и расширить эксплуатационные возможности. Авионика производства Thales Group обеспечивает соответствие требованиям к навигационным характеристикам. В список улучшений также входят более лёгкие пассажирские кресла и увеличенные багажные полки. В декабре 2015 года Европейское агентство по безопасности полетов утвердило новую компоновку салона, что позволило увеличить максимальную пассажировместимость с 74 до 78 человек.

Примечание: Согласно «ATR42 & 72 Техническим спецификациям Свидетельства Типа EASA TCDS 084, Iss 3» от 17 октября 2012 года, названия «ATR 72–500» и «ATR 72–600» являются маркетинговыми обозначениями изготовителя модели самолёта «72-212A».

Примечания

  1. ↑ Jane’s All The World’s Aircraft 2004-2005 стр.246-247 ISBN 0-7106-2614-2
  2. Harro Ranter.  (неопр.). aviation-safety.net. Проверено 15 марта 2019.
  3. Harro Ranter.  (неопр.). aviation-safety.net. Проверено 15 марта 2019.
  4. Simon Hradecky.  (англ.). The Aviation Herald (20 August 2011). Проверено 16 сентября 2011.
  5. ↑  (рус.), Meduza. Проверено 18 февраля 2018.
ATR 72 на Викискладе
Это заготовка статьи об авиации. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
Авиакосмическая техника Sud Aviation/Aérospatiale
Самолёты
  • SE-116 Voltigeur
  • SE-117 Voltigeur
  • ATR 42
  • ATR 72
  • ATSF
  • Fouga СМ.170 Magister
  • Fouga CM.175 Zéphyr
  • Concorde
  • N 262
  • Sud Aviation Caravelle
  • Aérospatiale Corvette
  • Socata TB 30 Epsilon
Вертолёты
  • SA 313
  • SA 315B Lama
  • SA 316 Alouette III
  • SA 318 Alouette II
  • SA 319 Alouette III
  • SA 321 Super Frelon
  • SA 330 Puma
  • SA 340/341/342 Gazelle
  • AS350 Écureuil
  • AS355 Ecureuil 2
  • SA 360 Dauphin
  • SA 365/AS365
Прочая техника
Ракеты:
  • Exocet
Космическая техника:
  • Arabsat
  • Ariane
  • Hermes
  • зонд «Гюйгенс»
  • Meteosat
  • Turksat

Эта страница в последний раз была отредактирована 15 марта 2019 в 20:09.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: