Советские пассажирские самолеты
На достойном уровне была представлена и советская пассажирская авиационная промышленность. Большинство моделей – это самолеты «Аэрофлота». Названия главных марок: Ту, Ил, Ан и Як.
Первым отечественным реактивным авиалайнером является выпущенный в 1955 году Ту-104. Ту-154, первый взлет которого был совершен в 1972 году, считается самым массовым советским пассажирским воздушным аппаратом. Ту-144 1968 года выпуска обрел легендарный статус, так как является первым в мире авиалайнером, который сумел пробить звуковой барьер. Он мог развивать скорость до 2,5 тыс. км/ч, и этот рекорд к нашему времени не побит. На данный момент последней действующей моделью авиалайнера, разработанной конструкторским бюро Туполева, является самолет Ту-204 1990 года выпуска, а также его модификация Ту-214.
Естественно, что кроме Ту существуют и другие самолеты «Аэрофлота». Названия самых популярных: Ил-18, Ил-114, Ил-103, Ан-24, Ан-28, Як-40 и Як-42.
Ту-154 Скорость. Размеры. Вес. Вместимость. Расход топлива. История
Работа над новым пассажирским самолетом Ту-154 началась в ОКБ А.Н. Туполева в 1963 г. Первые реактивные пассажирские самолеты этого ОКБ были спроектированы на базе боевых самолетов: Ту-104 на базе Ту-16, Ту-114 на базе Ту-95. В отличие от них новая машина третьего поколения стала для ОКБ первым пассажирским самолетом, не имевшим военного прототипа. В то время на линиях «Аэрофлота» средней протяженности летали три типа пассажирских самолетов: Ту-104, Ил-18 и Ан-10. Это приводило к сложностям в обеспечении нормального процесса технической эксплуатации трех конструктивно разных машин.
Местные пассажирские самолеты
Воздушные суда этого типа обладают компактными габаритами и салоном, максимальная вместимость которого составляет двадцать человек. Максимальное расстояние, которое в состоянии преодолевать такие самолеты, не превышает 1000 километров. Эти воздушные суда, как правило, комплектуются поршневыми или турбовинтовыми двигателями, что позволяет существенно снизить расходы на их эксплуатацию.
Какая скорость у самолета напрямую зависит от его вида, а также от особенностей конструкции. Воздушные суда, летающие на большие расстояния, обычно обладают более высокой скоростью, что дает возможность им находиться меньше времени в пути.
Другие виды классификации
По количеству двигателей у самолетов существует ранжирование от одно- до двенадцатидвигательных.
По типу двигателя самолеты делятся на следующие категории: с электрическим двигателем, поршневые, турбовинтовые, реактивные, ракетные, а также аппараты с комбинированным двигателем.
По типу шасси классификация у с амолетов следующая: колесные, лыжные, на воздушной подушке, гусеничные, поплавковые, амфибии. Естественно, что наибольшее распространение имеют самолеты с колесным шасси.
По массе самолеты делятся на суперлёгкие, легкие аппараты, самолеты средней массы, тяжелые и супертяжелые.
По числу крыльев, в сторону уменьшения их количества, самолеты подразделяются на полипланы, трипланы, бипланы, полуторапланы и монопланы.
Существует также классификация по размеру фюзеляжа: узкофюзеляжные и широкофюзеляжные.
По классификации типа управления летательные аппараты подразделяются на пилотируемые и беспилотники.
По форме взлета все самолеты можно подразделить на следующие категории: с вертикальным взлетом, горизонтальным и коротким.
Истребители
Главной задачей этих аппаратов является уничтожение самолетов и других объектов, которые находятся в воздухе.
Названия самолетов-истребителей знатоку военного дела тоже скажут о многом. Наиболее известные советские модели периода Второй мировой войны — ЛаГГ-3, И-15 бис, МиГ-3, И-16, И-153, Як-1. В эту же эпоху мировую известность завоевали немецкие самолеты Bf.109, Bf.110 и Fw 190, а также реактивные Me.262, Me.163 Komet и He 162 Volksjager.
Среди советских истребителей более поздней эпохи следует выделить МиГ-31, Су-27 и МиГ-29. В настоящее время небо заполняют современные российские самолеты. Названия их прекрасно известны специалистам авиатехники. Это истребители поколения 4++ Су-35 и Миг-35.
Из современных американских моделей выделяются первый в мире истребитель поколения номер пять Boeing F-22, а также более ранние модели F-4 и F-15 Eagle.
Отечественное самолетостроение
Модели пассажирских самолетов в истории российской и советской авиации многочисленны и разнообразны. Конструирование первых отечественных самолетов началось еще при императоре Николае II, были созданы вполне успешные летательные аппараты «Русский витязь» и «Илья Муромец», которые проявили себя как отличные бомбардировщики на фронтах Первой Мировой войны. Для названия российских самолетов специально выбирались былинные герои, чтобы поддержать боевой дух в регулярных армейских частях.
После Октябрьской революции многие частные коммерческие компании по производству авиационной техники упразднили, вместо них появились подконтрольные государству конструкторские бюро с четко выверенным планом: работать только на военно-промышленный комплекс.
С наступлением мирного времени типы пассажирских самолетов стали разрабатывать с особым усердием, а воздушные перевозки набирали все большую популярность. Сейчас российская авиапромышленность во многом зависит от западных партнеров, но существуют и свои наработки, а число выпускаемых моделей в год постепенно растет.
Дополнительная информация. Еще на заре советского авиапрома родилась любопытная традиция: любая модель самолета называется именем конструкторского бюро, которое ее создало.
Ан-24
Разработкой самолета занималось КБ Антонова, за 17 лет выпуска были произведены примерно 1200 моделей. В советский период авиалайнер использовался на внутренних рейсах и хорошо справлялся с различными погодными условиями. Некоторые авиаперевозчики в РФ до сих пор эксплуатируют данную модель, способную перевезти до 52 пассажиров за раз. У самолета есть в наличии два турбовинтовых двигателя, он способен на беспосадочный полет до 2 тысяч километров.
Ту-134
Создавался как более безопасная, быстрая и менее шумная версия Ан-24 в КБ Туполева. Впервые выпущен в середине 1960-х годов, за 18 лет было сдано в эксплуатацию около 900 машин. В салоне самолета могут разместиться до 75 пассажиров, а расстояние беспосадочного полета равняется 2 тысячам километров.
Ту-154
Чтобы понять, насколько популярной была в свое время данная модель, достаточно открыть любую книгу, где авиация России рассматривается в историческом контексте. Достаточно напомнить, что самолет выпускался вплоть до 2013 года и долгое время неизменно занимал первые места в списке наиболее безопасных авиалайнеров в мире.
Начиная с 1968 года, выпущено чуть менее тысячи среднемагистральных авиалайнеров, способных пролететь без дозаправки почти 4 тысячи километров. Значительное количество все еще находится в эксплуатации и составляет весомую часть воздушного флота российских авиаперевозчиков.
Ту-154
Ил-62
К середине 1950-х годов гражданская авиация СССР не имела ни одного конструкторского бюро, делающего самолеты, способные на перелет между континентами. КБ Илюшина разработало Ил-64, в первых сборках способного перевозить 164 пассажира (позднее число возросло до 186) на расстояние более 11 тысяч километров.
Ил-96
Широкофюзеляжные самолеты России выпускаются, начиная с конца 80-х годов. Именно эта модель перевозит президента РФ в настоящее время. Он способен перевозить до 300 пассажиров на расстояние до 9 тысяч километров. Начиная с весны 2014, авиалайнер полностью выведен из эксплуатации и в настоящее время используется только национальным перевозчиком Кубы.
SSJ-100
В настоящее время Россия может похвастаться продукцией компании «Сухой», которая выпускает среднемагистральные лайнеры, способные на беспосадочный полет на расстояние 4,5 тысяч километров и транспортировку почти 100 километров. С 2008 года выпущено 89 самолетов, которые эксплуатируются в таких авиаперевозчиках, как «Аэрофлот», «Utair» и «Interjet».
SSJ-100
МС-21
Детище Иркутского авиазавода в виде среднефюзеляжного гражданского самолета, способного летать на расстояние до 6,4 тысяч километров, увидело свет в июне 2016, а первый испытательный полет прошел в конце мая 2017 года. Авиалайнер может перевозить до 180 человек, он рассчитан в первую очередь на внутренние рейсы.
Классификация самолётов
Тот или иной вид самолёта может отличаться от других своей компоновкой, что влияет на выполняемые им функции. Поэтому классификация самолётов может производиться по различных критериям, основные из которых – это конструктивные особенности и предназначение воздушных судов. По назначению аэросуда бывают гражданскими и военными.
Отличия, а значит, и разновидности самолётов, могут касаться следующих элементов и параметров: двигателя, вариантов компоновки, скорости полёта, массы.
По весовым параметрам самолёты могут быть: сверхтяжёлые, тяжёлые, средние и лёгкие. По скорости полёта: дозвуковые, трансзвуковые, сверхзвуковые, гиперзвуковые. Последние представляют собой новый вид самолёта, который способен совершать сверхбыстрые полёты на высоте более 100 км. Что касается силовой установки, то критериями классификации становятся: количество двигателей (от 1 до 12), их расположение (в фюзеляже, на крыле) и тип (двигатели внутреннего сгорания, ракетные силовые установки, винтовые, реактивные, электрические).
В зависимости от компоновки, самолёты классифицируются по следующим критериям:
- числу крыльев и по их расположению;
- характеру расположения хвостового оперения;
- типу шасси;
- типу и габаритам фюзеляжа.
Примечания
- ↑ Никитин Г. А., Баканов Е. А. Основы авиации: Учебник для вузов гражданской авиации. — М.: Транспорт, 1984. — 261 с.
- ↑ 1 2 3 4 Энциклопедия «Авиация». — М.: Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 1994. — 736 с.
- ↑ , с. 108
- ↑
- ↑ 1 2 Авиация в России (к 100-летию отечественного самолётостроения). — М.: «Машиностроение» (по заказу ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского), 1983. — 736 с.
- ↑ Житомирский Г. И. Конструкция самолётов. — М.: «Машиностроение», 1995. — 416 с.
- ↑ Соболев Д. А. История самолётов. Начальный период.. — М.: РОССПЭН, 1995. — 343 с.
- ↑ (неопр.). World Digital Library (17 декабря 1903). Проверено 21 июля 2013. 25 июля 2013 года.
- ↑ (рус.). Самоделкин — Изобретатели. susam.ru. Проверено 4 июня 2014.
Аэробус
Как говорилось ранее, главным конкурентом Boeing на мировом рынке является европейская компания Airbus, центральный офис которой находится во Франции. Основана она была гораздо позже своего американского соперника – в 1970 году. Самые известные названия самолетов этой фирмы – A300, A320, А380 и A350 XWB.
Выпущенный в 1972 году, A300 является самым первым широкофюзеляжным самолетом на двух моторах. На A320 1988 года изготовления впервые в мире была применена электродистанционная форма управления. Самолет А380, который впервые взметнулся в небо в 2005 году, является самым крупным в мире. Он способен взять на свой борт до 480 пассажиров. Последней разработкой компании является A350 XWB. Его главной задачей было составить конкуренцию выпущенному ранее Boeing 787. И с этой задачей данный авиалайнер успешно справляется, обоходя своего соперника по экономичности.
В зависимости от типа используемого двигателя самолеты классифицируют как
-
Паровые.
-
Мускульные.
-
Поршневые (бензиновые и дизельные установки внутреннего сгорания).
-
Воздушно-реактивного типа (ВРД):
-
Турбореактивные.
-
Воздушно-реактивные пульсирующего типа.
-
Воздушно-реактивные прямоточного типа.
-
-
Турбовинтовые.
-
Двигатели турбовального типа (используются на Ан-140).
-
Турбореактивные с двухконтурной схемой:
-
Турбовинтовентиляторные.
-
Турбовентиляторные.
-
-
Ракетный тип двигателей:
-
Твердотопливные.
-
Жидкостные.
-
-
Электрические.
-
Ядерные.
-
Комбинированные.
В зависимости от количества установленных двигателей разделяют все самолеты на два типа, а именно: однодвигательные и многодвигательные.
В зависимости от расположения двигателей на фюзеляже выделяют:
Истребители
Главной задачей этих аппаратов является уничтожение самолетов и других объектов, которые находятся в воздухе.
Названия самолетов-истребителей знатоку военного дела тоже скажут о многом. Наиболее известные советские модели периода Второй мировой войны — ЛаГГ-3, И-15 бис, МиГ-3, И-16, И-153, Як-1. В эту же эпоху мировую известность завоевали немецкие самолеты Bf.109, Bf.110 и Fw 190, а также реактивные Me.262, Me.163 Komet и He 162 Volksjager.
Среди советских истребителей более поздней эпохи следует выделить МиГ-31, Су-27 и МиГ-29. В настоящее время небо заполняют современные российские самолеты. Названия их прекрасно известны специалистам авиатехники. Это истребители поколения 4++ Су-35 и Миг-35.
Из современных американских моделей выделяются первый в мире истребитель поколения номер пять Boeing F-22, а также более ранние модели F-4 и F-15 Eagle.
Другие виды классификации
По количеству двигателей у самолетов существует ранжирование от одно- до двенадцатидвигательных.
По типу двигателя самолеты делятся на следующие категории: с электрическим двигателем, поршневые, турбовинтовые, реактивные, ракетные, а также аппараты с комбинированным двигателем.
По типу шасси классификация у самолетов следующая: колесные, лыжные, на воздушной подушке, гусеничные, поплавковые, амфибии. Естественно, что наибольшее распространение имеют самолеты с колесным шасси.
По массе самолеты делятся на суперлёгкие, легкие аппараты, самолеты средней массы, тяжелые и супертяжелые.
По числу крыльев, в сторону уменьшения их количества, самолеты подразделяются на полипланы, трипланы, бипланы, полуторапланы и монопланы.
Существует также классификация по размеру фюзеляжа: узкофюзеляжные и широкофюзеляжные.
По классификации типа управления летательные аппараты подразделяются на пилотируемые и беспилотники.
По форме взлета все самолеты можно подразделить на следующие категории: с вертикальным взлетом, горизонтальным и коротким.
Ссылки
Самолёт в Викицитатнике | |
Самолёт на Викискладе | |
Самолёт в Викиновостях |
- — Авиационные фотографии. Крупнейший портал-справочник о самолётах
- — По именам создателей ОКБ
- — виртуальная авиационная энциклопедия
- — интернет-музей истории авиации.
- — ВВС России: люди и самолёты.
- — Л. Л. Селяков.
Словари и энциклопедии | · · Военная Сытина · Малый Брокгауза и Ефрона · · |
---|---|
Нормативный контроль | GND: |
Летательные аппараты | |
---|---|
Планирующие |
|
Винтокрылые |
|
Аэростатические |
|
Аэродинамические |
|
Ракетодинамические |
|
Другие |
|
Виды пассажирских самолётов
Самолёты, предназначенные для гражданских целей, перевозят пассажиров, разного рода грузы и корреспонденцию. Они могут обслуживать авиарейсы как малой, так и средней и большой протяжённостей. Гражданские самолёты могут отличаться по количеству мест (от 8 до 700). По целевому использованию эти суда можно условно разделить на:
- пассажирские;
- грузовые;
- грузопассажирские;
- сельскохозяйственные (для опрыскивания растительных культур и обработки);
- санитарные;
- учебные (для обучения пилотов);
- спортивные модели для авиационного вида спорта.
Среди самых распространённых пассажирских самолётов можно выделить следующие модели: Ту-154, Ту-134, Ил-62, Ил-86, Ил-96, Аэробус А330, А320, А310, Боинг-737, Боинг-747, Боинг-767. Самый крупный и вместительный вид самолёта для перевозки пассажиров – Airbus А380. За один раз этот аппарат способен перевезти до 700 человек на расстояние около 15 тыс. км.
Конструкция
Основная статья: Конструкция самолёта
Основные элементы летательного аппарата:
- Крыло — создаёт при поступательном движении самолёта необходимую для полёта подъёмную силу за счёт возникающей в набегающем потоке воздуха разницы давлений на нижнюю и верхнюю поверхности крыла: давление на нижнюю поверхность самолётного крыла больше, чем давление на верхнюю его поверхность. На крыле располагаются аэродинамические органы управления (элероны, элевоны и др.), а также механизация крыла — то есть устройства, служащие для управления подъёмной силой и сопротивлением самолёта (закрылки, интерцепторы и др.).[2][6]
- Фюзеляж — предназначен для размещения экипажа, пассажиров, грузов и оборудования, а также для крепления крыла, оперения, шасси, двигателей и т. п. (является как бы «телом» самолёта). Известны самолёты без фюзеляжа (например — «летающее крыло»).
- Оперение — аэродинамические поверхности, предназначенные для обеспечения устойчивости, управляемости и балансировки самолёта. Для управления самолётом на оперении располагают отклоняемые поверхности — аэродинамические рули (руль высоты, руль направления), или же делают поверхности оперения цельноповоротными (на многих сверхзвуковых самолётах).
- Шасси — система опор, необходимых для разбега самолёта при взлёте, пробега при посадке, а также передвижения и стоянки его на земле. Наибольшее распространение имеет колёсное шасси. Также известны конструкции шасси с лыжами, поплавками, полозьями. В СССР осуществлялись эксперименты с гусеничным шасси и шасси на воздушной подушке. Многие современные самолёты, в частности большинство самолётов военного назначения, а также пассажирских самолётов, имеют убираемое шасси.
- Силовая установка самолёта, состоящая из двигателя и движителя (например, воздушного винта), а также систем, обеспечивающих их работу — создаёт необходимую тягу, которая, уравновешивая аэродинамическое сопротивление, обеспечивает самолёту поступательное движение.
- Системы бортового оборудования — различное оборудование, которое позволяет выполнять полёты при любых условиях. Приблизительно последние 30-40 лет бортовая электроника является наиболее умным, сложным и дорогостоящим оборудованием, превосходящим по стоимости всю остальную конструкцию самолёта.
-
Ильюшин Ил-96
-
Яковлев МС 21
-
Сухой Суперджет 100
В зависимости от хвостового оперения
-
Нормальное – с применением одного киля и стандартного горизонтального оперения.
-
Оперение на середине киля самолета.
-
Оперение на фюзеляже.
-
Оперение Т-образной формы в конце киля.
-
-
Крестообразное.
-
Двухкилевое:
-
П-образное.
-
Двухкилевое разнесенное.
-
Двухбалочное.
-
-
Коробчатое.
-
Многокилевое.
-
Y-образное.
-
V-образное.
В зависимости от конструкции фюзеляжа:
-
Лодка.
-
Несущий тип фюзеляжа.
-
Двухфюзеляжный.
-
Однофюзеляжный.
-
Безфюзеляжный (используется гондола).
-
Гондола с двумя балками.
В зависимости от используемого типа шасси:
-
Одноопорная схема – используется на гидросамолетах и планерах.
-
Велосипедный или двухопорный тип.
-
Трехопорный:
-
с носовой опорой;
-
с хвостовой опорой.
-
-
Четырехопорная схема.
-
Многоопорная система шасси.
В зависимости от используемых опорных элементов:
-
Лыжный.
-
Колесный.
-
Смешанный (колесно-лыжный).
-
Гусеничный.
-
Чашечный.
-
На воздушной подушке.
Летательные аппараты отличаются между собой и особенностями используемых силовых установок. Именно по этой характеристике самолеты подразделены на несколько категорий.
Детям о самолетах подвижная игра Самолеты
Игра 1. Игра «Самолеты» для закрепления правильного произношения звука р.
Дети делают вращательные движения руками перед грудью — «заводят моторы» и говорят ррррр. Затем бегут по кругу, держа выпрямленные руки в стороны как крылья самолета. На словах «Самолеты, на посадку!» дети должны быстро «прилететь» на аэродром и сесть на одно колено, держа руки в стороны как крылья.
Игра 2. Подвижная игра «Самолеты». В этой игре дети познакомятся с командами, которые дает диспетчер пилоту.
В игре в самолеты также дети научатся действовать по сингалу, а также бегать по площадке в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.
Покажите детям все игровые действия.
Взрослый выполняет роль диспетчера дает сигнал: «Запустить двигатель!», и дети делают вращательные движения руками перед грудью. Далее взрослый в роли диспетчера говорит: «Выруливайте на взлет, взлетайте. Полетели!», а дети разводят прямые руки в стороны и летают по площадке.
Далее даются сигналы: «Самолеты, набирайте высоту! Самолеты, снижайтесь! (летите выше — ниже) Самолеты, поверните направо (налево)».
В конце игры дается сигнал: «На посадку! Заруливайте на стоянку», и дети прибегают на «аэродром» (место, где находится аэродром, обговаривается до начала игры).
Могут быть и другие команды диспетчера: «Туман! Разворачивайтесь. Летите на запасной аэродром», «Облетайте грозу», «Вы опасно сближаетесь. Уступите дорогу самолету … .(название)»
Обратите внимание: В этой подвижной игре ребенок узнает, что может быть в полете и как реагировать на эти события пилоту. Эту информацию дети смогут использовать и в своих сюжетно -ролевых и режиссерских играх с самолетами
Классификация самолётов по конструктивным признакам по И. Г. Житомирскому
По аэродинамической схеме
- Нормальная
- «Бесхвостка»
- «Утка»
- «Летающее крыло»
- Продольный триплан (с передним и хвостовым горизонтальным оперением)[источник не указан 673 дня]
- Тандем (два крыла расположено друг за другом)[источник не указан 673 дня]
- Конвертируемая (Ту-144)
По типу и количеству крыльев
По количеству крыльев
- Моноплан
- Биплан
- Полутораплан (биплан, площадь нижнего крыла которого значительно меньше, чем верхнего, обычно в 1,5—2 раза [1]).
- Триплан
- Полиплан
По расположению крыла (для монопланов)
- Низкоплан
- Среднеплан
- Высокоплан
- Парасоль
- Чайка
По внешнему набору крыла (для монопланов)
- Свободнонесущий
- Подкосный моноплан
- Расчалочный моноплан
По внешнему набору крыла (для бипланов, трипланов и полипланов)
- Свободнонесущий
- Стоечный
- Расчалочно-стоечный
- Подкосный
- Подкосно-стоечный
По форме крыла в плане
Основная статья: Крыло самолёта § Форма крыла
- Прямоугольное (постоянной хорды)
- Эллиптическое
- Трапециевидное
- Параболическое
- Круглое
- Треугольное
- Треугольное с наплывом
- Оживальное
- Кольцевое
По типу стреловидности крыла
- Прямое (угол стреловидности 0 град.)
- Прямой стреловидности
- Обратной стреловидности
- Переменной стреловидности
- Изменяемой в полете стреловидности
Особые типы крыльев
- Арочное (Антонов «Изделие 181»)
По хвостовому оперению
- Нормальное (1 киль и горизонтальное оперение, далее ГО)
- ГО на фюзеляже
- ГО на середине киля
- Т-образное (ГО на конце киля)
- Крестообразное
- Двухкилевое
- разнесённое двухкилевое
- П-образное
- двухбалочное
- V-образное
- Y-образное
- Коробчатое
- Многокилевое
По конструкции фюзеляжа
- Однофюзеляжный (нормальный)
- Гондола (бесфюзеляжный)
- Ферменный с гондолой
- Двухбалочный с гондолой
- Двухфюзеляжный
- Лодка
- Несущий фюзеляж
По типу и расположению опор шасси
По расположению опор шасси
- Одноопорный (применяется на планерах и гидросамолётах)
- Двухопорный (велосипедный)
- Трёхопорный
- с хвостовой опорой
- с носовой опорой
- Четырёхопорный
- Многоопорный
По типу опорных элементов
- Колёсный
- Лыжный
- Колёсно-лыжный
- Чашечный
- Гусеничный
- Воздушная подушка
Гидросамолёты и Гидропланы:
- Поплавковый
- Поплавково-колёсный (амфибия)