аэробус а340

А340 версии и модификации

Лайнер выпускался в 4 разных модификациях. Они различались грузоподъёмностью и пассажировместимостью. По специальным заказам выпускались нестандартные модели.

А340-200. Несмотря на свой индекс — эта версия стала второй разработкой линейки. На борт берёт 265 человек. Стала промежуточным решением — нетребовательна к ресурсам, но и летать далеко не способна.

Одним из первых заказчиков этого самолёта стал Султан Брунея. Правда, полетать так и не успел — умер.

Это единственная версия, размах крыла которой больше длины фюзеляжа.

А340-300. Изначально эта модель должна была стать единственной разработкой.

На борт вмещала 295 человек. Эта версия стала для многих авиакомпаний «рабочей лошадкой». В парке Люфтганзы 30 машин, которые летают по длинным дистанциям.

Как зависит число мест от компоновки салона

Компоновка Число мест
Только эконом 440
Эконом + бизнес 335
Три класса — Эконом + бизнес + первый 295

А340-500 стал настоящим «дальнобойщиком». В первый полет отправился в 2002 году, имея на борту 313 пассажиров, максимально доступно доступное судну количество. В 2006 году появление боинга 777-200 потеснило airbus 340 с позиций дальнобойщика, тем не менее лайнер способен выполнять длительные беспересадочные рейсы от Хитроу (Лондон, Великобритания) до Перта (Австралия).

А340-600. Эта модель стала ответом на появление американского боинга 747. На борт берёт 380 пассажиров. Является одним из самых длинных в мире самолётов (уступает только 747-8).

Историяправить


Airbus А340-300 в раскраске Gulf Air


Airbus А340-500 авиакомпании TAM

Проект самолёта А340 (первоначально ТА11(ТА — twin aisle — «широкофюзеляжный»)) был впервые представлен публике в 1981 году в ноябрьском издании журнала Air International. В номере указывались и предполагаемые характеристики будущего самолёта.
В сентябре 1982 г консорциум сообщил, что у нового самолёта будет общая конструкция планера.
Программа разработки А340 была запущена в июне 1987 года. Цель — создать дальнемагистрального «собрата» для ближнемагистрального А320 и среднемагистрального А300. В то время двухмоторные самолёты Airbus проигрывали четырёхдвигательному Boeing 747 по нормам ETOPS: двухдвигательные самолёты в течение рейса всегда должны находиться на определённом расстоянии от запасного аэродрома на случай отказа одного из двигателей. В этом отношении А340 был в семействе Airbus принципиально новым самолётом, созданным специально для межконтинентальных перелётов.

В июне 1995 г. во время очередной международной авиакосмической выставки в Париже консорциум Airbus сообщил о планах разработки новой модификации самолёта А340-200, способной совершать беспосадочные полёты на маршрутах протяжённостью свыше 14 000 км. В ходе разработки самолёта А340 консорциум сначала проектировал вариант с дальностью полёта 12 400 км, который по размерам был идентичен А330-300. Но анализ перспектив развития мирового рынка показал, что ожидается повышенный спрос на широкофюзеляжные самолёты с дальностью полёта до 14 000 км. В связи с этим Airbus приступил к созданию модификации А340-200, которая отличалась уменьшенной на 4,26 м длиной фюзеляжа. Пассажировместимость самолёта сократилась, но дальность полёта удалось увеличить до 13 800 км.
Лётные испытания опытного А340-300 начались 25 октября 1991 г., а А340-200 — в апреле 1992 г. Сертификация обоих вариантов по европейским нормам JAA завершилась в конце декабря 1992 г., а в мае 1993 г. они получили сертификат FAA. В конце февраля 1993 г. первый самолёт А340-300 получила авиакомпания Air France. В начале февраля 1993 г. первый А340-200 пополнил парк немецкой авиакомпании Lufthansa.
16-18 июня 1993 г. самолёт А340-200, названный World Ranger, выполнил кругосветный перелёт по маршруту Париж — Окленд (Новая Зеландия) — Париж с одной посадкой в Окленде. Эта машина, получив обозначение А340-8000 (A340-200HGW), отличалась от базового варианта наличием трёх дополнительных топливных баков в хвостовом грузовом отсеке. Весь перелёт продолжался 48 ч 22 мин. На отрезке Париж — Окленд протяжённостью 19.100 км время полёта составило 21 ч 32 мин, что было признано новым рекордом для данного маршрута. Но этот рекорд весной 1997 г. побил американский Boeing 777-200IGW.

Когда цены на топливо поползли вверх, Boeing 777, как более экономичный самолёт, стал выигрывать у Airbus по количеству заказов. Число заказов на А340 постоянно сокращалось. В 2005 Airbus получил заказ всего на 15 самолётов.

Первоначально планировалось установить на самолёт двигатели IAE (International Aero Engines), но после внезапного прекращения IAE разработок, на А340 решено было установить двигатель CFM CFM56-5C4. А340 впервые поднялся в воздух в октябре 1991 года, и тогда же инженеры обнаружили первый серьёзный недостаток самолёта: под тяжестью четырёх моторов крылья А340, взятые с двухмоторного А330, при полёте постоянно испытывали чрезмерную вибрацию и провисали. Для устранения этого недочёта крыло было доработано, а пластрон крыла в районе крепления пилонов был значительно укреплён. В 1993 году самолёт поступил в эксплуатацию, первыми заказчиками стали Lufthansa и Air France.

В январе 2006 Airbus объявил о создании усовершенствованной версии — А340Е (Enhanced). Из-за колоссального роста цен на топливо за 2004—2005 годы, продажи А340 сильно сократились. Наиболее популярным дальнемагистральным самолётом остаётся Boeing 777, но в Airbus утверждают, что новый самолёт будет значительно экономичнее первых версий A340.

В ноябре 2011 Airbus сообщила о прекращении производства дальнемагистрального лайнера A340. «Мы не продали ни одного A340 в течение двух лет», — заявил финансовый директор корпорации Ханс Петер Ринг. Он добавил, что самолет не выдержал конкуренции с Boeing-777.

Технические параметры

В несколько таблиц объединены основное технические параметры всех базовых модификаций самолёта Airbus A340/

Сравнение 4 основных модификаций по размерам

Размеры а340-200 а340-300 а340-500 а340-600
Длина (м) 59.4 63,7 67.93 75,36
Размах крыльев (м) 60.3 60.3 63,45 63,45
Высота (м) 16,8 16,91 17,28 17,22

Сравнение 4 основных модификаций по лётным параметрам

Размеры а340-200 а340-300 а340-500 а340-600
Крейсерская скорость (км/час) 871 881
Максимальная скорость (км/час) 913
Дальность полёта (тыс. км) 15 13,7 16,67 14,6
Потолок — мах. высота полёта (тыс. км) 12,5
Длина полосы для взлёта (м) 3 000
Длина полосы для приземления (м) 1 926

Технические характеристики

A340-200 A340-300 A340-500 A340-600
Размах крыла 60.30 м 60.30 м 63.45 м 63.45 м
Угол стреловидности крыла 30° 30° 31.1° 31.1°
Длина 59.40 м 63.69 м 67.93 м 75.36 м
Высота 16.80 м 16.91 м 17.28 м 17.22 м
База шасси 23.24 м 25.60 м 27.59 м 32.89 м
Крейсерская скорость Мах 0.82 (871 км/ч) Мах 0.83 (881 км/ч)
Максимальная скорость Мах 0.86 (913 км/ч) Мах 0.86 (913 км/ч)
Дальность полёта 15,000 км 13,700 км 16,670 км 14,600 км
Пассажировместимость (3 класса) 261 295 313 380
Пассажировместимость (максимальная) 440 375 475
Грузовместимость 18 контейнеров LD3/6 поддонов 32 контейнера LD3/11 поддонов 30 контейнеров LD3/10 поддонов 42 контейнера LD3/14 поддонов
Двигатели (4 шт.) CFM56-5C4/P каждый 151 кН CFM56-5C4/P каждый 151 кН RR Trent 500 каждый 235—249 кН RR Trent 500 каждый 249 кН

Обзор салона и схема расположения лучших мест

Пассажирский салон аэробуса A340 имеет трёхклассную компоновку и способен вместить от 261 (модификация A340-200) до 419 пассажиров (модификация A340-600).

Салон первого класса аэробуса A340 может быть представлен количеством мест от 6 до 8, расположенным в одном ряду (как показано на схеме, это ряд 1), либо же в двух рядах, которые при необходимости могут быть разложены и превращены в удобные кровати. На некоторых самолётах данные места оборудованы в качестве уютных закрытых купе с дверцами. К услугам пассажиров первого класса предоставляется изысканное меню, интернет, USB-зарядка мобильных устройств, удобные экраны и система мультимедийных развлечений — словом, полный комплекс для того, чтобы полёт прошёл максимально комфортно.

Тем не менее, следует отметить, что места первого класса, расположенные в первом ряду, могут иметь ряд неудобств. Основным неудобством является то, что эти места располагаются вблизи бортовых кухонь и туалета, что обеспечивает устойчивый поток пассажиров и обслуживающего персонала в дневное и ночное время. Суета возле этих мест, хлопанье дверей и свет в ночное время способны серьёзно помешать расслабленному и спокойному отдыху. При приобретении билетов в первом классе самолёта Airbus A340 следует учитывать это.

Следом за салоном первого класса располагаются места бизнес-класса. Согласно схеме, эти места располагаются со 2 по 5 ряд. Бизнес-класс аэробуса A340 представлен удобными и мягкими сидениями, оборудованными комфортными подлокотниками и экранами, установленными на спинках сидений, расположенных напротив. Меню здесь, конечно, не такое, как для первого класса, но, тем не менее, вкусное и ресторанное. Расстояние между местами в бизнес-классе достаточное, чтобы вытянуть ноги, при этом сидения также могут быть разложены и превращены в кровати для полноценного отдыха. Кроме того, места бизнес-класса имеют по комплекту носок и повязок для глаз, чтобы ничто не могло мешать спокойному сну пассажиров.

Наиболее неудачными для бизнес-класса являются места, расположенные в заднем ряду (ряд 5 согласно схеме), то есть, непосредственно примыкающие к туалетам и бортовой кухне. Эти места также связаны с постоянным потоком людей и суете, которая мешает полноценному отдыху.

За бизнес-классом располагается салон для пассажиров эконом-класса. Места эконом-класса самолёта расположены с 10 по 46 ряд. Данный класс характеризуется мягкими удобными сиденьями, расстояние между которыми составляет немногим больше 80 см, что обычно не вызывает неудобств даже для высоких пассажиров, тремя рядами мест в варианте «2-4-2» и двумя достаточно широкими проходами в середине салона. Места эконом-класса самолёта Airbus A340 оборудованы системой аудио- и видео-развлечений и удобными экранами, встроенными в спинки кресел напротив.

Самыми удачными и удобными для эконом-класса аэробуса являются места, обозначенные литерами A, B, K и L, расположенные в ряду 31 согласно схеме. Это объясняется тем, что эти места не имеют перед собой других мест, что существенно увеличивает для них пространство для ног, да и туалеты располагаются не близко, что делает данные места несколько «в стороне» от общей суеты и потока пассажиров.

Не очень удачным выбором являются места эконом-класса, расположенные в рядах 10 и 30. Близкое расположение туалетов и подсобных помещений создаёт для пассажиров, расположенных здесь, массу неудобств. И, наконец, наименее удачными для эконом-класса являются места 27 и 45 рядов.

Конструкция

А340 — моноплан со свободнонесущим стреловидным крылом. Большое удлинение и наличие концевых аэродинамических поверхностей обеспечивают высокое аэродинамическое качество (10 ед.) и снижают индуктивное сопротивление. Кессонное крыло имеет большую относительную толщину, которая увеличивает внутренние объёмы для топлива. Улучшенные несущие свойства позволили уменьшить площадь, общую массу конструкции и, как следствие, расход топлива. Крыло выполнено из высокопрочных алюминиевых сплавов и композитов. Широко использовали и монолитные панели, что упрощало сборку и снижало стоимость производства. Это также позволило снизить вес конструкции и сократить число потенциальных зон нарушения герметизации. Исключение соединений внахлёст, малое число отверстий под болты уменьшали число мест, где могут зарождаться трещины.

На каждой консоли установлены закрылки и, что интересно, семь секций предкрылков, занимающих почти всю длину передней кромки. И закрылки, и предкрылки управляются автоматически с помощью ЭДСУ. Внешние секции интерцепторов работают как элерон-интерцепторы, что повышает эффективность поперечного управления и улучшает крейсерскую аэродинамику крыла. Фюзеляж — полумонококовой конструкции, круглый в поперечном сечении. В конструкции оперения широко применяли композиты, что значительно снизило массу. Самолёт имеет трёхстоечное убирающееся с шарнирной подвеской колёсных тележек. Носовая стойка — со сдвоенными управляемыми колёсами. Каждая основная стойка снабжена двумя двухколёсными тележками с тандемным расположением колёс. Система торможения — автоматическая.

Навигационные системы А340 позволяют экипажу летать в автоматическом режиме. Специальный прибор для определения центра тяжести даёт соответствующий сигнал на установку триммера руля высоты. Кабина самолёта идентична кабине других лайнеров Airbus. Главное отличие — большие размеры, приборы ещё для двух моторов, немного изменённая потолочная панель. На приборной доске установлены шесть многофункциональных дисплеев: внешние экраны работают как «лётные дисплеи» (первичная информация), а средние — как навигационные. Оба средних экрана используют и для передачи информации о параметрах систем и двигателей в аварийной ситуации. Есть и резервный контур, обеспечивающий пилоту возможность посадки самолёта при отказах. Кресла экипажа нового поколения — с электрической системой управления по трём осям и с отклоняемой спинкой. Положение педалей и высота подлокотников — регулируемые. Слева и справа установлены боковые ручки управления.

Потери самолётов

По данным на 26 февраля 2019 года, было потеряно 6 самолётов типа А340, ни один человек при этом не погиб[6]. Airbus A340 пытались угнать 1 раз, при этом никто не погиб[7].

Дата Бортовой номер Место катастрофы Жертвы Краткое описание
20.01.1994

F-GNIA

Париж

0/0 При буксировке к терминалу на борту начался пожар.
05.11.1997

G-VSKY

Хитроу

0\н.д. Посадка со .
24.07.2001

4R-ADD

Коломбо

0/0 Уничтожен в результате атаки «Тамильских тигров» на аэропорт.
02.08.2005

F-GLZQ

Торонто

0/309 При посадке в неблагоприятных погодных условиях выкатился за пределы ВПП и сгорел. Ошибка экипажа (реверс не был включён вовремя). Несколько десятков раненых разной тяжести.
09.11.2007

EC-JOH

Кито

0/349 При посадке взорвалось несколько шин. Выкатился с ВПП.
15.11.2007

F-WWCJ

Тулуза

0/9 Экипаж производил газовку двигателей, не поставив самолёт на упоры.
20.03.2009

A6-ERG

Мельбурн

0/275 При взлёте из-за ошибок экипажа ударился хвостовой частью о ВПП.
14.07.2017

A7-AGC

Барселона

0/н.д При взлёте едва не столкнулся с Боингом 767-300
11.06.2018

D-AIFA

0/0 При стоянке в аэропорту загорелся аэродромный тягач. Самолёт получил значительные повреждения носовой части и кабины. Десять сотрудников аэропорта получили травмы.

Примечания

  1. [www.airbus.com/aircraftfamilies/passengeraircraft/a340family/ A340 Family: A340-300, A340-500, A340-600 — A340 photos, pictures, A340 videos, A340 3D view | Airbus | Airbus, a leading aircraft manufacturer]
  2. [www.airbus.com/store/mm_repository/pdf/att00011726/media_object_file_ListPrices2008.pdf Airbus Aircraft Range of 2008 List Prices] (PDF). Airbus S.A.S. [www.webcitation.org/65TmGZ9aD Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012]. retrieved 27 July 2008
  3. Airliners.net. [www.airliners.net/aircraft-data/stats.main?id=28 Airbus A340-500/600] (англ.). Проверено 21 октября 2010. [www.webcitation.org/65VvHj1Or Архивировано из первоисточника 17 февраля 2012].
  4. [lenta.ru/news/2011/11/10/a340/ Airbus отказался от проекта A340]. lenta.ru. [www.webcitation.org/65VvIOgOA Архивировано из первоисточника 17 февраля 2012].
  5. [www.airbus.com/odxml/orders_and_deliveries.xls Orders & deliveries | Airbus, a leading aircraft manufacturer]
  6. [aviation-safety.net/database/dblist.php?field=typecode&var=024%&cat=%1&sorteer=datekey&page=1 Aviation Safety Network > ASN Aviation Safety Database > ASN Aviation Safety Database results]
  7. [ria.ru/world/20150713/1126683205.html Два самолета столкнулись в технической зоне каирского аэропорта ] / РИА 13.07.2015

Заключение

Аэробус A340 является поистине уникальным самолётом. Максимальная дальность полёта, аэродинамические характеристики и комфортабельность сделали этот аэробус серьёзным конкурентом лайнеров фирмы Boeing. Годы производства и начала эксплуатации самолёта совпали по времени с мощным развитием международных авиаперевозок, в которых A340 используется и по сей день. Однако энергетический кризис и меньшая экономичность самолёта стали решающими факторами при решении об остановке его производства. Тем не менее, и сегодня во многих авиакомпаниях можно встретить этого скромного труженика авиационных пассажирских перевозок.


Автор статьи:
Тихонов Евгений

Увлекаюсь авиацией.

Свежие публикации автора:

Битва за Москву: провал гитлеровского блицкрига

Афганская война 1979-1989 гг: вся хроника событий от начала до конца

Война во Вьетнаме

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector