Явление
Данный процесс сопровождается колебаниями самолета, которые возникают из-за смешивания воздушных потоков. Они бывают нисходящими и восходящими. Другие названия этого явления — болтанка или воздушная яма.
Чаще всего авиалайнеры попадают в зону слабой и умеренной болтанки. При слабой колебания незначительны, поэтому у пилотов не возникает проблем во время управления самолетом.
Сильная тряска может стать причиной авиакатастрофы. Это связано с ухудшением управляемости и устойчивости воздушного судна, выхода из строя бортовой навигации. Мощная вибрация может вызвать серьезные неполадки оборудования.
Такое возможно при попадании самолета в грозовые облака, но пилоты всегда стараются облетать подобные зоны. Однако завихрения воздушных потоков происходят и по краям грозового фронта. Они не отображаются на навигаторах, поэтому облететь зону тряски не всегда возможно. К тому же лайнер не может кардинально сменить направление полета, поскольку между суднами необходимо выдерживать безопасную дистанцию.
Некоторые пассажиры уверены, что при попадании лайнера в зону турбулентности, пилоты ничего не предпринимают. Но это не так. Для таких случаев существуют инструкции, к примеру, пилоты снижают скорость для уменьшения сопротивления.
Большинство также интересуется тем, может ли произойти падение самолета в такой ситуации. Переживать по этому поводу не стоит, поскольку конструкция современных суден выдерживает самые сильные порывы ветра. Но в теории такое возможно, поэтому системы безопасности авиалайнеров с каждым годом усовершенствуются.
Действия пилотов при попадании в зону турбулентности
По словам капитана Чесли Салленбрга, посадившего пассажирский самолет на Гудзон, при попадании в зону турбулентности в кабине пилотов принимается одно их двух решений: выйти за пределы неустойчивости, снизив высоту, или выйти в безоблачное пространство, набрав ее.
На случай, если самолет попал в турбулентность, разработан свод правил и рекомендаций для кабины пилотов и экипажа. Необходимо выполнить следующие команды:
- Перевести автопилот на ручное управление.
- Включить команду «Подтянуть ремни».
- Отрегулировать скорость 340 км/ч.
- Не допускать резкого перепада высоты, крена самолета более 10°.
Действия пилотов при турбулентности
В условиях невозможности избежания зоны сильной болванки командир экипажа обязан возвратить воздушное судно на исходный или ближайший аэродром.
Таким образом, явление турбулентности в небе для самолета не представляет сильной угрозы. Подобно несовершенствам на автомобильных трасах (кочки, камни), турбулентность в воздухе требует лишь излишнего внимания у командира воздушного судна.
Виноват пилот
Многие пассажиры думают, что турбулентность самолета возникает по неопытности пилотов, что, конечно, является неверным суждением. Современные воздушные авиалайнеры идут на так называемом «автопилоте», а ручной режим пилотирования включается лишь в экстренных ситуациях, к примеру, если «болтанка» ощущается очень сильно, а вывести воздушный транспорт из опасной зоны под силу только опытному пилоту.
Ощущение «болтанки» сильнее чувствуют пассажиры, которые летят на небольшом самолете. На мощном авиалайнере пересечение зоны турбулентности пассажиры практически не прочувствуют.
Что делать при турбулентности
Во-первых, не пренебрегайте техникой безопасности и предупреждениями стюардесс. Как бы вам не хотелось в туалет, лучше переждать зону турбулентности, а уже затем выходить туда.
Турбулентность — одна из причин аэрофобии.
Пристегните ремень и постарайтесь не нервничать.
Во-вторых, если увидите, что отделения для ручной клади начинают открываться, то прикрывайте голову, но не вставайте со своего места, чтобы их закрыть.
Если у вас начинается приступ паники, то постарайтесь глубоко и ровно дышать. Дыхательная гимнастика поможет вам привести в норму увеличивающиеся сердцебиение и хоть немного успокоиться.
Если вы боитесь летать или делаете это первый раз, то обязательно прочитайте рекомендации в этих случаях здесь и тут.
https://youtube.com/watch?v=tiyREB-jPjE
Модель швейцарского сыра
В соответствии с данной моделью, ломтики швейцарского сыра складываются друг на друга, и каждый из них представляет собой один из слоев защиты от происшествия. В каждом ломтике имеются дырки, которые представляют собой слабые места в защитном уровне. И если эти дырки складываются вместе, образуя сплошной канал, можно говорить о происшествии. Если использовать эту модель в случае с тем, как турбулентность стала бы причиной крушения самолета, понадобилось бы очень много дырок или полностью отсутствующих ломтиков сыра, чтобы сложились условия, необходимые для такого происшествия.
Опасность
Если небольшая тряская в основном проходит без каких-либо последствий, то сильная турбулентность может привести к серьезным травмам. Опасность состоит в том, что пассажиров может выбросить из кресел, а удары об углы салона приводят к ушибам и переломам. К тому же некоторых может тревожить воздушная болезнь.
Опасна ручная кладь, которая лежит на полках над пассажирами. Во время колебаний багажные отсеки могут открыться и сумки с чемоданами попросту выпадут на людей.
Также те, кто сидел не пристегнутым, был в туалете или шел по проходу могут упасть и удариться об кресла, пол, получив физическую травму.
https://youtube.com/watch?v=Msld9rDemxk%3Ffeature%3Doembed
Несет ли опасность зона турбулентности для авиалайнеров
По аналитическим данным можно понять, опасна ли турбулентность для самолета, пассажиров и экипажа. Согласно исследованиям, на протяжении 20-ти лет не было зафиксировано ни одной катастрофы, которая произошла по причине возникновения «болтанки». Несмотря на научно доказанные исследования, вопрос относительно падания воздушного транспорта в зону турбулентности по-прежнему не закрыт. Ведь по теории, такую опасность нельзя не принимать ко вниманию, учитывая, что любая конструкция имеет свою определенную силу мощности. Если авиалайнер будет взлетать или садиться в опасной зоне, то сильнейший порыв ветра способен поднять и резко бросить самолет, что неизбежно приведет к катастрофе. Однако о таких зонах пилоты узнают заранее или им сообщают об внезапно появившейся турбулентности по рации. Поэтому экипаж воздушного судна просто уведет самолет из опасной зоны и посадит самолет в благоприятных метеоусловиях.
Как не бояться турбулентности
Бывает так, что боязнь турбулентности в самолете становится причиной отказа от авиапутешествия. Однако прежде чем идти на поводу у своей фобии, возможно, лучшим решением будет от нее избавиться и в будущем наслаждаться перелетами. Всем, кто бояться зоны турбулентности, психологи рекомендуют:
- Для себя выяснить, что такое турбулентность и насколько она опасна для самолета.
- Узнать, как нужно себя вести, если самолет оказался в зоне турбулентности.
- Общаться со знакомыми, родственниками или авиапутешественниками на форумах, которым приходилось попадать в зону турбулентности.
- При необходимости найти для себя способ, который придаст уверенности во время вибраций самолета. Это может быть песня, мелодия, воспоминание, молитва.
- Осуществлять первые перелеты с близкими или родственниками. Отличным вариантом будет лететь с человеком, который часто путешествует самолетом.
- При сильной боязни перелетов заранее проконсультироваться с опытным психотерапевтом.
Как пилоты воспринимают вхождение самолета в зону турбулентности
Их заботит две вещи: комфорт пассажиров и собственная безопасность.
Следует иметь в виду, что в воздухе пилоты разных самолетов общаются друг с другом “в режиме реального времени”. Они сообщают о наблюдаемых явлениях в атмосфере. Если кто-то попал в “болтанку”, то его соседи в небе тут же узнают об этом. Также эта информация передается диспетчерам на земле.
Пилоты могут слегка изменять свой маршрут, чтобы обойти зону турбулентности. Но это оборачивается дополнительными затратами топлива и времени. Поэтому некоторые из них не обращают особого внимания на турбулентность.
Ситуация становится по-настоящему угрожающей в случае так называемой “турбулентности чистого неба”. Внезапные и сильные удары воздушных масс подобны грому среди ясного неба. Именно они является источником большинства травм, связанных с турбулентностью. Пилоты не подозревают о поджидающей их угрозе.
Профессор Шерман утверждает, что турбулентность чистого неба чаще всего возникает над горными районами.
В прошлом году из-за внезапных и очень сильных ударов воздушных масс пострадало пять пассажиров рейса 1676 United Airlines. Самолет резко пошел вниз, а непристегнутые пассажиры “взмыли” со своих кресел вверх, ударившись головами об отсеки для ручной клади и проломав их дно. Один ребенок выскочил со своего кресла и приземлился на соседнем месте.
В новости попал еще один инцидент, связанный с рейсом American Airlines из Сеула в Даллас. Самолет сделал вынужденную посадку в Токио, чтобы отправить в больницу более десяти пассажиров, получивших травмы из-за попадания в зимний шторм. Турбулентность была такой сильной, что напитки и еда летали по салону, как птицы.
Такие случаи очень редки, но они имеют все шансы стать хитом YouTube, если кто-то из пассажиров успеет снять происходящее на камеру смартфона.
https://youtube.com/watch?v=g3rTVFB5r8E%3Ffeature%3Doembed
Чем опасна турбулентность для пассажиров
А вот чем действительно опасна сильная «болтанка», так это паникой пассажиров. Вестибулярный аппарат воспринимает небольшие крены и снижение высоты на пару метров, как перевороты машины вокруг своей оси и падение. Вкупе с непониманием причин, это вызывает у человека приступ панического страха.
- Статистика падений самолетов за последние годы
Сильная тряска, в основном, опасна для пассажиров, пренебрегающих техникой безопасности во время полета. Перед прохождением зоны турбулентности всегда предупреждают о необходимости пристегнуться и не покидать своих мест. Эти правила необходимо четко соблюдать, иначе можно сильно покалечиться о передние сидения или полетать по проходу
Обратите внимание на стюардов, если они заняли свои места, то ожидается тряска. Лучше спрячьте телефоны и другие гаджеты, а то могут улететь
Как видите, у страха глаза велики. Следуя рекомендациям бортпроводников, вы безопасно переживете небольшой дискомфорт, который доставляет «болтанка». Надеемся, теперь полеты станут для вас более приятными.
https://youtube.com/watch?v=tiyREB-jPjE%3Ffeature%3Doembed
Чтобы преодолеть приличное расстояние в комфорте и удобстве, чаще всего пассажиры выбирают самолеты – самый быстрый и удобный вид транспорта. Но к сожалению, многих страшат воздушные перелеты, вернее турбулентность самолета. В этой статье мы разберем понятие зона турбулентности в самолете, что это такое, и стоит ли ее бояться.
Существует несколько причин возникновения турбулентности в воздухе.
Во-первых, часто бывает так, что впереди летящий самолет из-за направления торцов крыльев вызывает завихрения в воздухе, образуя зону турбулентности.
Во-вторых, такие зоны появляются в местах, где воздух неравномерно прогрелся и имеет разную температуру – обычно это происходит на низких высотах, недалеко от поверхности земли.
И еще одна из наиболее частых причин возникновения турбулентности – встреча различных по плотности и другим характеристикам воздушных масс.
Виды зон турбулентности
Турбулентность страшна не так самолетам, как пассажирам, которые не придерживаются правил безопасного перелета. Составлена даже специальная измерительная система турбулентности:
— легкая турбулентность, почти не заметна. Понять, что вы находитесь в зоне турбулентности, поможет стакан с водой, в котором будет заметна вибрация.
— умеренная турбулентность, вибрация уже ощущается человеком. В этот момент желательно находится в своем кресле и с пристегнутым ремнем безопасности.
— сильная турбулентность, встречается редко. Характеризуется мощными вибрациями корпуса самолета, незакрепленных вещей и не пристегнутых пассажиров.
— крайне сильная турбулентность, самая страшная и опасная. Попадая в такую зону, самолет может просто рухнуть на землю в течение нескольких секунд, но только, если пилоты не справятся с управлением.
Пилот со стажем Рон Барч рассказал о своей встрече с крайне сильной турбулентностью: «Я летел на самолете в Сидней через Голубые Горы. Был шторм и над горами наблюдалась небольшая турбулентность. Самолёт шел относительно низко, около 3000 метров над землей. Уже не помню как, но мы будто врезались в воздушную стену. Нас начало отбрасывать на меньшую высоту, нос самолета смотрел постоянно вниз. Но мне удалось справиться с управлением. Я поднял самолет до 3700 метров. Это были непередаваемые впечатления, такого экстрима в жизни я больше никогда не испытывал. Слава Богу, все закончилось хорошо».
Должен ли я бояться
На этот вопрос можно ответить коротко: “нет”. Но если он вас не успокоил, то знайте, что цифры стоят на стороне вашей безопасности.
Профессор Шерман говорит, что вероятность попадания самолета в зону сильной турбулентности составляет один шанс на миллион. Реальная встречаемость таких опасных зон в атмосфере выше, но пилоты стараются обходить их.
Но не забывайте следовать рекомендациями бортпроводников. Застегивайте ремни, когда слышите соответствующую просьбу, и старайтесь не расстегивать их без необходимости. Так вы останетесь невредимым даже при попадании в турбулентность чистого неба.
Эксперты советуют не спешить отстегиваться и бежать в туалет сразу после выхода из зоны турбулентности или взлета.
Самое безопасное положение во время полета – расслабиться в кресле, пристегнувшись ремнем. Дышите ровно и глубоко. Помните: турбулентность – это нормально. Современные самолеты очень надежные. Вы в полной безопасности.
Очень тяжело сохранять спокойствие, когда вас начинает трясти и раскачивать в разные стороны. В памяти сразу возникают ужасные картинки с мест крушений, увиденные в новостях.
Необходимость пристегнуть ремни безопасности настораживает. Мы расскажем о причинах «болтанки» и о том, может ли самолет упасть из-за нее.
Что такое зона турбулентности
Чтобы ответить на вопрос, чем опасно это явление, важно понимать, каковы причины его возникновения. Турбулентность – это одно из сложных свойств атмосферы
В воздухе постоянно происходят изменения температуры, давления, направления и скорости ветра. Из-за этого меняется его плотность. Проходя через такую зону, самолет начинает вибрировать.
Считается, что такое случается во время прохождения через облако, но это абсолютно необязательно. Тряска возникает и в совершенно ясном небе. Чаще всего это происходит на небольшой высоте, в 500-600 метров или в полете под облаками.
Исключение составляют кучевые облака (снизу они похожи на шапки из кучек снега) и грозовые. В них всегда сильная тряска. Большая скорость ветра в состоянии хорошенько затормозить и раскачать самолет. Такие облака обычно облетают, они прекрасно просматриваются на локаторе.
Пилоты заранее выбирают более безопасный маршрут, который составляют, учитывая сводки синоптиков. Ошибки вероятны только при длительном перелете, когда метеопрогноз неточный. Тогда само облако пилот обойдет, но есть шанс попасть в завихрения воздуха по краям грозового фронта.
- Не пропустите: Насколько опасно летать на самолетах
Причины турбулентности, ее наличие или отсутствие не зависят от опытности экипажа. Во время рейса борт управляется автопилотом. Только при очень сильной тряске пилот берет управление в свои руки, чтобы вывести летательный аппарат из опасной зоны. Кстати, то, как ощущают тряску пассажиры, зависит от самого самолета. Если он маленький и легкий, то ветер швыряет его сильнее. Большие и тяжелые машины более устойчивы.
Что делать, если самолет попал в зону турбулентности
Чтобы не получить травм самому и не доставить неприятностей соседям, следует четко придерживаться правил безопасности во время полета, которые обычно рекомендуют бортпроводники:
- Ни в коем случае не вставать со своих мест во время взлета, посадки самолёта и прохождения зоны турбулентности.
- Пристегнуть ремни безопасности и не отстегивать их, пока самолет находиться в зоне турбулентности.
- Находясь в кресле, следует постараться расслабиться и спокойно дышать, при этом не поддаваясь панике.
- Электронику, к примеру, гаджеты или телефоны, следует выключить и спрятать, чтобы они не выпали из рук и не повредились при сильной «встряске».
По данным Федерального управления гражданской авиации в США за период с 1980 по 2008 год произошло 234 аварий, вызванных турбулентностью: в результате 298 пассажиров получили серьезные травмы, 3 человека погибли.
Количество жертв среди пассажиров в авиационных происшествиях является самым низким по сравнению с другими видами транспорта. А когда дело доходит до травм, наиболее частыми жертвами происшествий становятся стюардессы и экипаж, ведь они получают травмы, находясь в положении стоя или с не пристегнутыми ремнями безопасности.
Какие бы зоны турбулентности не встретились у вас на пути, не стоит паниковать. Успокоим вас, за всю историю авиации не произошло ни одной катастрофы, причиной которой стала турбулентность. Все потому, что пилоты прекрасно знают, как реагировать и вести себя в таких ситуациях. Кроме того, сегодня существует масса параметров, нормативов, техник, которые помогают избежать неблагоприятной ситуации при авиаперевозках.
Что происходит при турбулентности
Впервые рассказал, что такое турбулентность еще в конце XIX века англичанин Рейнольдс
Он обратил внимание на то, что при возрастании скорости потока в воздушной, либо водной среде возникают хаотические волновые или же вихревые образования. Это происходит по той причине, что расположенные в разных атмосферных слоях молекулы воздуха имеют разные размеры и плотность
При этом есть зоны с температурными перепадами и изменениями давления. Неоднородной в разных слоях является и скорость воздушного потока. Все эти перепады и становятся причинами возникновения такого явления как сильная турбулентность. Когда самолет попадает в турбулентное течение, он словно попадает в воздушную яму. При этом корпус начинает вибрировать, а внутри самого салона возникает так называемая «болтанка».
Чем опасна турбулентность для самолета
Прежде чем сесть в самолет, неопытные авиапутешественники часто задаются вопросом, что такое турбулентность и чем опасна турбулентность. Во время проектирования расчетных нагрузок учитывается данный параметр, потому закладывается больший запас прочности и надежности даже на самые непредсказуемые ситуации. Однако опытные пилоты всегда настоятельно рекомендуют при необходимости соблюдать технику безопасности. В противном случае можно пострадать:
- Получить серьезные травмы. Зафиксированы случаи, когда при сильной «болтанке» пассажиров даже выбрасывало с их кресел, и они получали ушибы и переломы.
- Травмироваться в результате падения находящихся над креслами чемоданов.
Падают ли самолеты от турбулентности?
Страдающие аэрофобией перед новым путешествием на летательном аппарате хотят удостовериться насколько может быть опасной зона турбулентности и может ли она стать причиной падения самолета. Пилоты уверяют, что конструкция современных самолетов может выдержать даже самые сильные порывы ветра. При этом корпус и все части летательного аппарата останутся целыми.
Статистика говорит, что за последние двадцать пять лет не было ни одного случая авиакатастрофы по причине попадания самолета в зону турбулентности. Хотя теоретически такая опасность может быть, поскольку каждая конструкция имеет свой предел мощности, а сильный шквальный ветер во время посадки и взлета способен ударить самолет об землю. Однако есть специальные нормативы, по которым пилот должен будет уйти на запасной аэродром, чтобы не рисковать.
Может ли турбулентность разрушить самолет?
Избавиться от фобий можно, узнав, какими могут быть последствия турбулентности и способно ли такое явление разрушить самолет. Авиаконструкторы уверяют, что современные летательные аппараты настолько мощные, что, даже попадая в опасную зону турбулентности, способны остаться целыми. Неприятные последствия могут ожидать пассажиров самолета, если они в это время не будут находиться на своих местах и проигнорируют указания бортпроводников.
Что такое турбулентность
Один из самых безопасных видов транспорта — самолет. Однако, многие, очень многие люди боятся летать и считают это небезопасным. И когда пытаешься донести до таких людей, что автомобиль — гораздо более опасная штука, они только крутят пальцем у виска и никакие факты тут не помогут.
Турбулентность по-другому называют болтанка
Болтанка может быть опасной и безопасной. Обычную, «безопасную» болтанку вызывают определенные виды облаков, через которые пролетает воздушное транспортное средство. Такой вид турбулентности нестрашен самолету, так как по проекту воздушный транспорт должен выдерживать перегрузки, которые возникают при таких обстоятельствах.
Турбулентность самолета может возникнуть из-за течения воздуха, которое называется струйным. Под такими течениями принято считать воздушные массы, резко меняющие свою скорость как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении. Их протяженность достигает несколько тысяч километров, но опасности для воздушного транспортного средства они не несут.
Опасная болтанка возникает таким образом:
В облаках, которые называются грозовыми, образуются завихрения. Они могут перенаправить на воздушное транспортное средство сильнейшие потоки воздушных масс, что в дальнейшем приводит к катастрофическим последствиям, вплоть до необходимости сделать срочную посадку.
Опасна ли турбулентность для самолета, образовавшаяся в таких облаках? Конечно, опасна. Но ни один пилот не направит воздушный транспорт в такое страшное место.
Обнаружить грозовые облака достаточно просто, ведь они четко отображаются на специальном приборе в экипажной кабине. Увидев впереди такую опасность, пилоты воздушного транспортного средства просто облетают ее.
По краям грозовых облаков также могут образоваться завихрения, которые невозможно увидеть на приборах. Для получения дополнительной информации перед вылетом самолета, все пилоты проходят инструктаж, на котором они получают информацию о погодных условиях. Получив дополнительные данные, экипаж может намного проще выбрать более безопасный маршрут для перелета.
Что такое зона турбулентности
Чтобы ответить на вопрос, чем опасно это явление, важно понимать, каковы причины его возникновения. Турбулентность – это одно из сложных свойств атмосферы
В воздухе постоянно происходят изменения температуры, давления, направления и скорости ветра. Из-за этого меняется его плотность. Проходя через такую зону, самолет начинает вибрировать.
Считается, что такое случается во время прохождения через облако, но это абсолютно необязательно. Тряска возникает и в совершенно ясном небе. Чаще всего это происходит на небольшой высоте, в 500-600 метров или в полете под облаками.
Исключение составляют кучевые облака (снизу они похожи на шапки из кучек снега) и грозовые. В них всегда сильная тряска. Большая скорость ветра в состоянии хорошенько затормозить и раскачать самолет. Такие облака обычно облетают, они прекрасно просматриваются на локаторе.
- Не пропустите: Насколько опасно летать на самолетах
Причины турбулентности, ее наличие или отсутствие не зависят от опытности экипажа. Во время рейса борт управляется автопилотом. Только при очень сильной тряске пилот берет управление в свои руки, чтобы вывести летательный аппарат из опасной зоны. Кстати, то, как ощущают тряску пассажиры, зависит от самого самолета. Если он маленький и легкий, то ветер швыряет его сильнее. Большие и тяжелые машины более устойчивы.
Что означает турбулентность
Каждый, кто только планирует лететь самолетом или уже так путешествовал не один раз, знает, что такое зона турбулентности. Под данным термином принято понимать такое физическое свойство атмосферы, при котором постоянно происходят изменения давления, температуры, направления и скорости ветра. По этой причине воздушные массы по составу и плотности становятся неоднородными. Когда самолет через них проходит на большой скорости, возникает вызывающая неприятные ощущения вибрация.
Иногда такое явление как турбулентность возникает при ясном небе, но чаще в условиях облачности, во время движения самолета через море. В основном ее легко спрогнозировать. Пилоты заранее сообщают о предстоящих вибрациях, советуя пассажирам занять свои места и пристегнуть ремни безопасности. Необходимо следовать всем указаниям, так как во время сильной тряски можно получить серьезные травмы.
Турбулентность ясного неба — что это такое?
Одним из основных видов атмосферной турбулентности в авиации считается зона турбулентности ясного неба. Она, в отличии от других видов, может возникать не при значительной облачности, а при ясном небе или же небольшом количестве облаков верхнего яруса. Отличительная характеристика заключается в отсутствии явных признаков турбулентности. По этой причине ее непросто обнаружить заранее не только визуально, а и даже с применением радара.
Почему возникает турбулентность в самолете
Причин, по которым возникает сильная турбулентность в самолете, много. Среди основных:
- Завихрение от торцов крыльев.
- Неравномерное прогревание воздуха.
- Встреча воздушных масс с разной температурой.
- Струйные течения, скорость которых может меняться в горизонтальном и вертикальном направлениях.
Турбулентность ясного неба — причины
Такое опасное явление может возникать не только при сильной облачности. Иногда наблюдается турбулентность чистого неба. Пилоты называют такие основные причины данного явления:
- Высотные струйные течения – представляют собой узкие потоки сильного ветра, которые имеют сотни километров в ширину и тысячи в длину, а по вертикали – от двух до четырех километров. Зачастую они возникают из-за температурной разницы и продвигаются с запада на восток.
- Подветренные волны – воздух над горами и зонами грозы, выталкиваемый вверх, способен вызывать гравитационные волны. Турбулентность над горами является частым явлением, поскольку здесь сталкиваются большие воздушные массы.
- Кучево-дождевые облака сопровождаются мощными движениями воздуха. На расстоянии тридцати пяти километров от них может возникать турбулентность ясного неба.
Может ли самолет упасть из-за турбулентности
При проектировании летательных аппаратов всегда учитывается тот факт, что они могут попасть в зону турбулентности. Поэтому конструкция спокойно выдерживат ветер в 30 м/с и даже больше. Корпус останется цел, у него ничего не отвалится и он не упадет.
Согласно статистическим данным, за последние четверть века не произошло ни одной авиакатастрофы по причине попадания в зону турбулентности. Хотя, теоретически такая опасность есть. У любой конструкции есть предел мощности. А шквальный ветер при посадке или взлете способен ударить самолет об землю. Правда, существуют специальные нормативы, согласно которым пилот просто уйдет на запасной аэродром по метеоусловиям, чтобы не рисковать.
Почему не стоит опасаться турбулентности при авиаперелетах
Чтобы понять, опасна турбулентность или нет, следует выяснить, каковы причины ее возникновения. Пролетая через такую зону, пассажиры самолета могут почувствовать себя беспомощными и испугаться. Чтобы успокоить людей, расскажем подробнее о зонах турбулентности и выясним, что же думают по этому поводу пилоты.
Турбулентность – одно из свойств земной атмосферы. Попав в нее, самолет испытывает достаточно сильную встряску. Такой эффект происходит из-за изменения температуры, давления, направления и скорости ветра. Иными словами, это нормальное, совершенно естественное явление в природе. И пугаться его не стоит.
Многим пассажирам в такой момент кажется, что в механизме самолета возникли какие-то неполадки, а пилоты не справляются с управлением. Уверяем вас, что еще на стадии проектирования самолетов учитываются все трудности, которые могут произойти во время полета, даже, например, летящая стая птиц, разряд молнии, экстремальные перепады температуры воздуха, сильные порывы ветра и, конечно, перелет через зоны турбулентности. Поэтому конструкция самолета позволяет легко справится с подобными трудностями. Корпус останется цел, у него ничего не отвалится и самолет не упадет.
Кроме того, пилоты готовы ко всему, а новейшие приборы, устанавливаемые на борту самолетов, помогают видеть впереди зону возможной турбулентности и избежать ее, немного отклонившись от курса.
Существует только один вид турбулентности, который нельзя предугадать. При полетах свыше 5 — 6 км встречается турбулентность и при ясном небе. Опасность ее состоит в неожиданном попадании самолета в такую зону, появляющуюся буквально из ниоткуда и практически незаметную на радаре. Это не дает возможности заранее предупредить пассажиров, чтоб те вернулись в свои кресла и пристегнули ремни безопасности. Единственное, что должно пугать пассажира в такой момент, так это получение травм, которые они могут получить, если будут не пристегнуты и во время тряски ударяться обо что-нибудь, или с верхней полки упадет плохо закрепленный багаж.
«Бояться турбулентности абсолютно не стоит, современные самолеты сконструированы таким образом, чтобы выдерживать самую сильную турбулентность. Кроме того, конструкцией предусмотрены специальные закрылки, повышающие устойчивость к атмосферной турбулентности», – говорит Кит Тонкин, бывший летчик и директор консалтинговой группы авиационных проектов.
Не спорим, бывают, конечно, и печальные случаи. Так, например, в 2001 году Авиалайнер авиакомпании American Airlines совершал рейс АА587 и разбился сразу после взлета в Нью-Йорке. Тогда погибло 260 пассажиров и 5 человек уже после приземления. Предположительная причина аварии – самолет попал в зону турбулентности. После трехлетнего расследования были выяснены новые причины катастрофы. Согласно отчёту, причинами катастрофы стал аэрослед от японского Boeing 747, взлетавшего ранее, и высокая чувствительность руля к действиям педали управления.
Несет ли опасность зона турбулентности для авиалайнеров
По аналитическим данным можно понять, опасна ли турбулентность для самолета, пассажиров и экипажа. Согласно исследованиям, на протяжении 20-ти лет не было зафиксировано ни одной катастрофы, которая произошла по причине возникновения «болтанки». Несмотря на научно доказанные исследования, вопрос относительно падания воздушного транспорта в зону турбулентности по-прежнему не закрыт. Ведь по теории, такую опасность нельзя не принимать ко вниманию, учитывая, что любая конструкция имеет свою определенную силу мощности. Если авиалайнер будет взлетать или садиться в опасной зоне, то сильнейший порыв ветра способен поднять и резко бросить самолет, что неизбежно приведет к катастрофе. Однако о таких зонах пилоты узнают заранее или им сообщают об внезапно появившейся турбулентности по рации. Поэтому экипаж воздушного судна просто уведет самолет из опасной зоны и посадит самолет в благоприятных метеоусловиях.
Может ли самолет потерять управление и упасть из-за турбулентности
Если коротко, то ответ: “нет”. И не закатывайте глаза, подыскивая убойные аргументы против такого ответа. Наверное, вы уже слышали, что самолет является самым безопасным средством передвижения. Это при том, что наземный транспорт, в отличие от самолетов, не может упасть по определению. Он кажется более надежным, чем перемещение в железной трубе, болтающейся в 10 километрах над землей.
Но, несмотря на очень неприятные субъективные ощущения, турбулентность сама по себе никогда не заставит самолет упасть на землю. Пилот Патрик Смит в AskThePilot.com пояснил, что даже самые жесткие перемещения воздушных масс не могут перевернуть самолет или разорвать его на несколько частей.
Турбулентность может стать причиной поломки. Но это происходит крайне редко. В этой связи часто цитируют инцидент 1966 года, когда сильная турбулентность разорвала Boeing 707 возле вулкана Фудзияма, к которому пилот захотел подлететь поближе, чтобы лучше рассмотреть японскую достопримечательность. Порывы ветра в том месте достигали 140 миль в час, что и погубило всех, кто был на борту.
Но с тех пор инженеры проделали серьезную работу. Конструкция самолетов стала более устойчивой к таким нагрузкам. Современные пассажирские лайнеры способны взлетать под углом 90 градусов к горизонту, поэтому никакие порывы ветра на Земле им не страшны. Dreamliner 787, например, оснащен специальными датчиками, позволяющими точно прогнозировать расположение зон турбулентности. Вместе с тем, сочетание неблагоприятных погодных условий и других факторов (например, ошибка пилота) могут привести к катастрофе.
Профессор Роберт Шерман из Национального центра исследований атмосферы (США) говорит, что история зафиксировала пару случаев, когда очень сильные порывы воздуха срывали двигатели с крыльев. Но даже в этих обстоятельствах самолет благополучно садился на аэродроме.
Если турбулентность очень сильная, то пилоты могут внести коррективы в маршрут или совершить посадку в другом месте. Но и по этому сценарию ситуация развивается очень редко. При этом условия могут быть не настолько ужасными, чтобы причинить вред самолету. Обычно экстренная посадка совершается из-за того, что кто-то из пассажиров пренебрег командой “Пристегните ремни” и теперь ему требуется срочная медицинская помощь.