Положение Ту-204 на сегодняшний день
До нашего времени было всего изготовлено 40 моделей Ту-204 разнообразных модификаций. Большинство их служит на благо родины, но некоторые были проданы за границу, а именно в КНР и Египет. В сентябре 2009 года конструкторам и разработчикам пассажирского самолета Ту-204 была присвоена Государственная премия Российской Федерации. Несмотря на несомненные достоинства, эта модель большого коммерческого ажиотажа не достигла.
Кроме того, что в 90-е годы гражданская авиация, можно сказать, развалилась, большую роль в этом также сыграло отношение авиакомпаний к отечественному производителю. Именно из-за этого большинство компаний по перевозке пассажиров считают, что в России еще не научились производить качественные пассажирские самолеты. Авиаперевозчики готовы потратить свои средства на приобретение списанного старого «Боинга», чем купить новый Ту-204, который мало в чем уступает заграничному аналогу.
Конструкторское бюро имени Туполева на базе пассажирского самолета Ту-204 создало целую линейку различных модификаций, а именно было создано 16 специальных разновидностей данной марки. Некоторые из них были даже грузовыми самолетами, а один Ту-234 был дальнемагистральным, который мог пролететь 9 тысяч километров. Аппараты, которые производятся на заказ, а это, как правило, за кордон, идут с англоязычной кабиной. Но все же главным заказчиком является наше государство.
По мнению экспертов, наиболее удачной и конкурентоспособной моделью является модель Ту-204СМ. Именно она может поспорить за лидерство с такими иностранными аналогами, как «Боинг-737» и А320.
Ту-204 фото
Тестовый полет первого летного образца Ту-204 состоялся 2 января 1989 года. В ходе всех испытаний в конструкцию самолета вносились доработки и усовершенствования. Самолет был оборудован электродистанционной системой управления (ЭДСУ). В кабине пилотов установлено шесть цветных дисплея, для отображения полетных данных. На лайнер были установлены реактивные двигатели ПС90-А. Во время воздушных испытаний самолет налетал свыше тысячи часов.
В 1992 был представлен новый самолет который получил обозначение Ту-204-120.
На данной модели были использованы турбореактивные двигатели RB-211-535E4 английской фирмы «Rolls Royce» и западная авионика компании «Honeywell».
Салон ТУ-204 фото салона
Первый сертификат о пригодности к полету самолет получил 29 декабря 1994 года.
Авиалайнер отвечает всем современным европейским требованиям ИКАО.
Самолет Ту-204 является одним из тех авиалайнеров, которые могут безопасно совершать посадку со всеми отключенными двигателями.
Ту-204-300 был выпущен самолет VIP-класса – Ту-204-300А, пассажирский салон которого выполнен в классе «летающие апартаменты»
Помимо пассажирского варианта был спроектирован и грузовой самолет.
Грузовой экспортный вариант Ту-204-200С успешно эксплуатируется несколькими авиакомпаниями в Европе и в Египте.
В 2005 году начал эксплуатировался укороченный, на шесть метров — Ту-204-300. Который также известен как Ту-234. На эту версию установлены турбовентиляторные моторы ПС90-A2. Самолет имеет максимальный взлетный вес 107,6 тонн с дальностью полета до 9300 километров. Эта версия способна перевозить 166 пассажиров.
Ту-204 схема салона
На сегодняшний день произведено немного больше чем семьдесят самолетов Ту-204 различных модификаций.
Описание пассажирского авиалайнера Ту-204
При разработке этой модели самолета проводилось тесное сотрудничество между многими научными центрами РФ. Благодаря этому данный аппарат имеет множество преимуществ над аналогичными моделями мира. На самолете Ту-204 установлены высокоэффективные крылья, которые имели сверхкритические профили, а также вертикальные поверхности, которые повышали аэродинамику на концах консолей. Весь фюзеляж изготовлен из новых высокопрочных алюминиевых сплавов, а соединение деталей корпуса производится путем клепки.
При конструировании используются также композиционные материалы, доля которых составляет около 18%. Для лучшей балансировки самолета в его оперении встроен топливный бак, в который входит 2,8 тонн топлива.
Данная модель пассажирского самолета является первой в РФ, в которой установлена система электродистанционного управления. Она может выполнять автоматическую посадку машины даже в очень сложных погодных условиях. Для более комфортной работы пилотов выполнена система под названием «темная кабина», она способствует снижению нагрузки на пилотов.
В самолете установлена отечественная система авионики, для которой используется 6 дисплеев. С их помощью выводится информация для пилотов о состоянии полета и всех функциональных деталях самолета. Эта система автоматически проводит диагностику всего оборудования, а также поддерживает спутниковую связь. Инновации коснулись и конструкции крыла. В нем появились закрылки, которые являются двухщелевыми, а также предкрылки, что идут вдоль передней кромки крыла. Что касается шасси, то оно изготовлено по новым технологиям.
Конструкторами была отлично продумана система снабжения воздухом всего салона аппарата. Ее основной задачей является отбор и охлаждение воздуха, который проходит через две независимые магистрали. Эта система способна автоматически поддерживать оптимальную температуру внутри самолета. Особенностью является то, что воздух, который поступает в средину самолета, отбирается непосредственно от компрессоров двигателя.
Говоря об электропитании, нужно отметить, что самолет снабжается от генераторов, которые установлены на двигателях машины, а также от штатных аккумуляторов. В сети самолета напряжение тока составляет 115 вольт, а в некоторых моделях − 200 вольт с частотой 400 герц.
Вся гидравлическая система приводится в действие с помощью насосов, которые работают от двигателей. На случай непредвиденных ситуаций каждая гидравлическая система оборудована дополнительными электрическими насосами.
На Ту-204, как и на многих других самолетах, существует проблема обледенения внешних агрегатов аппарата. Поэтому установлен целый комплекс систем, которые предотвращают данную проблему. В основной защите нуждаются воздухозаборники двигателей, приемники давления, обтекатели вентиляторов, а также лобовые стекла на кабине пилотов. Крылья и фюзеляж, как правило, не страдают от обледенения, поэтому не нуждаются в дополнительной защите. Следует отметить тот факт, что во многих других моделях самолетов обледенение корпуса возможно. Такая особенность Ту-204 отмечена специальными комиссиями международных организаций.
Пассажирский авиалайнер Ту-204 был качественно новым поколением отечественного авиастроения. При создании этой машины были учтены все требования современного авиастроения и требования международных стандартов. Конструкторы качественно нового агрегата учитывали то, что бы он был экономичным и не создавал при этом большого шума, а также соответствовал международным экологическим требованиям. По первоначальным планам конструкторов и заказчиков самолет Ту-204 должен быть таким же успешным, как и Ту-154, и заменить его. Но в 90-е годы авиаперевозки значительно сократились, что привело к малому заказу новых самолетов. Проблемы 90-х не позволили осуществить всех планов, которые касаются самолета Ту-204.
Обзор салона и схема мест самолета Ту-204
В зависимости от типа компоновки пассажирского самолёта Ту-204 может вмещать в себе от 164 до 215 человек. На предоставленной схеме мест самолёт имеет два класса (бизнес и эконом). В бизнес-классе места могут располагаться по схеме «2-2», так и по «3-3» и имеют широкий проход посередине. Самыми лучшими в бизнес-классе однозначно являются места, расположенные в середине (не в первом и не в шестом рядах), так как рядом с ними располагаются туалетные и подсобные помещения. Также места шестого ряда также примыкают к перегородке между бизнес-классом и шумным эконом-классом. Поэтому при бронировании мест следует помнить эти особенности.
Места эконом-класса располагаются по схеме «3-3». Для эконом-класса лучшими смело можно назвать места 7 и 22 рядов. Удобство и большую комфортабельность даёт им то, что данные ряды не имеют перед собой других мест, а, следовательно, и места для ног больше, чем обычно. Неудачными в эконом-классе являются места 29 ряда ввиду своего близкого расположения к туалетам, что обеспечивает здесь большие очереди в определённые часы.
Лучшие места в салоне ТУ-204 Ред Вингс
Наличие описанной выше услуги очень удобно и позволяет занять пассажиру наиболее комфортное место на воздушном судне. Главное — знать, в каких частях самолета ТУ-204 авиакомпании Ред Вингс расположены лучшие с позиции удобства сидения.
Пройдемся по рядам:
- Места в 1-м ряду считаются весьма комфортными для перелета. Благодаря тому, что спереди никто не сидит, можно не переживать о наклоненной на коленки спинке соседа. Но расстояние до панели небольшое, поэтому пассажирам с большим ростом будет некомфортно. Лучше отдавать предпочтение другому месту, где расстояние между креслами достигает 0,81 м. Недостаток и в том, что рядом находится туалет, поэтому пассажиры будут ходить туда-сюда на протяжении всего рейса.
- В 8 и 27 ряду откинуть спинки кресел не получится, что создает определенные неудобства. Так что нужно быть готовым просидеть весь полет в одной позиции.
- Места А и Е в рядах 10 и 29. Главный плюс заключается в отсутствии кресел в девятом ряду, что позволяет полностью вытянуть ноги и расслабиться. Спереди никто не опустит спинку, что также является преимуществом. Считается, что это лучшие места в ТУ-204 Ред Вингс, из-за чего забронировать их крайне сложно.
Популярные направления авиакомпании Ред Вингс
Место Направление Найти билет 1
Москва → Анталия
2
Москва → Адлер
3
Санкт-Петербург → Анталия
4
Москва → Симферополь
5
Москва → Тбилиси
- В 9 и 29 рядах находится по паре кресел, что делает эти позиции в салоне популярными среди парочек. Но для них существуют ограничения — их не удастся забронировать пассажирам с детками, престарелым людям и инвалидам. Также они закрыты для людей, провозящих в салоне самолета животных.
- Наиболее «шумными» считаются места C и D в 35-м ряду. Здесь происходит постоянное перемещение пассажиров, что создает неудобства в процессе перелета.
- В 36-м ряду находятся худшие места в самолетах ТУ-204 авиакомпании Ред Вингс. Причин несколько — спинка откинуть не получится, рядом туалет, из которого могут доноситься неприятные «ароматы». Кроме того, при наличии проблем с кондиционированием здесь будет крайне жарко.
Схема салона самолета Ту-204 на авиалиниях Red Wings
Разберем подробнее план салона Ту-204 авиалиний «Ред Вингс». Красным цветом на схеме выделены лучшие места.
1 ряд. Комфортные места первого ряда обычно предоставляются пассажирам с маленькими детьми, беременным или инвалидам. Пространство перед этими местами немного больше, чем между стандартными рядами и перелет пройдет с большим комфортом.
Пассажирам крупной комплекции и высокого роста эти места не подходят. Причиной является перегородка, которая ограничивает возможность таким пассажирам вытянуть ноги.
2-8 ряды – стандартные места. Спинки 8 ряда отклоняются на очень ограниченный угол.
В носу самолета перелет наиболее комфортный по нескольким причинам:
- меньше шум в салоне;
- возможность быстро выйти из самолета после приземления;
- раздача еды начинается с носовой части и пассажиры первых рядов получают обед раньше других;
- панорама из иллюминаторов не закрывается крыльями.
9 ряд. Перед местами этого ряда в салоне Ту-204 «Ред Вингс» расположены люки аварийных выходов (см. фото). Места этого ряда могут получить не все пассажиры. Ограничения касаются:
- детей до 18 лет;
- пассажиров с ограниченными возможностями;
- беременных;
- пассажиров, перевозящих животных;
- иностранцев, не владеющих в совершенстве русским или английским языком.
10 и 29 A, F – перед этими местами нет других кресел, благодаря чему можно с удобством вытянуть ноги.
С 13 по 23 ряд – места над крыльями. Эта часть всегда самая стабильная, здесь меньше болтает. Но вид из иллюминаторов ограничен.
27 ряд. Неудобные места с малоотклоняющимися спинками.
28 ряд. Комфортные места перед аварийными выходами.
С 29 по 35 ряд – стандартные места. Выбирая места в хвостовой части самолета, следует учитывать, что здесь шумно из-за близости двигателей и больше болтает.
36 ряд. Места последнего ряда перед туалетами. Самые нежелательные места. Люди, проходящие в туалет, будут мешать во время всего перелета. После посадки придется долго ожидать выход из самолета.
История создания среднемагистрального самолета Ту-204
Главным конструктором, который занимался разработкой нового пассажирского лайнера, был назначен Л.Л. Селяков. По первоначальной версии планировалось создать самолет, который будет иметь 2 двигателя, и в основном новая модель очень сильно должна была быть очень похожей на Ту-134. Также много конструкторских решений было позаимствовано с уже проектируемого Ту-136.
Уже в средине 70-х самолет становился все более похожим на американские аналоги, такие как MD-10 и L-1011. В проектной модели продумывались большие багажные отделения, в которых можно было бы перевозить контейнеры. Из-за этого агрегат становился двухпалубным, и пришлось менять планировку фюзеляжа. Это новшество дало возможность менять соотношение заполнения самолета грузом и пассажирами.
В августе 81-го года правительство поставило задачу создания трехмоторного самолета, в котором должны использоваться двигатели Д-90, которые на то время были самыми прогрессивными и экономичными. Но после создания проектного макета самолета применения ему не нашлось, именно поэтому было принято решение к возврату к двухдвигательной модели. Двигатели планировалось подвешивать на пилонах крыльев. Этот проект пассажирского самолета был полностью пересмотрен и был положен в основу создания Ту-204.
В 1987 году на Ульяновском заводе началась подготовка к выпуску Ту-204. Первый прототип этой модели был изготовлен в 88 году, а в воздух первый Ту-204 был поднят в начале 89 года. Полный комплекс испытаний был завершен в конце 1993 года. Компания «Авиастар» не стала дожидаться окончания испытаний и приступила к изготовлению этого самолета еще в 90 году. В январе 1995 года Ту-204 получил сертификат Российской Федерации о лётной пригодности. Первый полет данная машина совершила между Москвой и Минеральными Водами.
Флот
В прошлом компания единственная в России эксплуатировала только российские воздушные суда (включая Sukhoi Superjet 100 и ТУ-214). Но в 2017 году пришли первые Аэробусы. Сейчас в парке самолетов Ред Вингс имеются следующие модели:
- Airbus A320;
- Airbus A321;
- ТУ-204.
Все самолеты компании выполнены в одноклассной компоновке — то есть отсутствует бизнес-класс, а все места относятся только к эконом-классу. И это несмотря на то, что Red Wings не позиционирует себя классическим лоукостером.
Общее количество воздушных судов — 17, средний возраст составляет 15.4 года. Размещены заказы также на 10 самолётов Bombardier CS300 и 16 экземпляров МС-21-300.
Ту-204-120
«Ту-204-120» и «Ту-204-220» являются соответственно модификациями «Ту-204-100» и «Ту-204-200». Они оснащены западной авионикой и (2 × 19 500 кгс) — английского производства Rolls-Royce. Это нововведение сделали для того, чтобы расширить потребительские свойства модели, которая первый раз поднялась в воздух в августе 1992 года. Заграничные поставки чартерной авиакомпании Cairo Aviaton в Египет производились на данном воздушном судне с 1998 года. После этого указанные самолеты Туполева, фото которых имеется в данном тексте, поставлялись в Китай. Кабина пилотов данной модели изготовлена в англоязычном исполнении. Это облегчает поставки в другие государства. Указанный воздушный агрегат впервые в истории российского самолетостроения был сертифицирован в соответствии с определенными евростандартами.
Конструкция
Самолет «Ту-204» – это свободнонесущий моноплан нормальной схемы. Его стреловидные крылья расположены довольно низко. Два его турбореактивных двигателя установлены на особых пилонах. Места их расположения находятся под крыльями. Это придает модели своеобразный стиль. На окончании каждого крыла расположены винглеты. Это способствует снижению индуктивного сопротивления и увеличению Кроме того, они оснащены двухщелевыми закрылками. Это важные элементы. Также здесь находятся предкрылки. Они регулируют несущие свойства данного самолета. Расположены они вдоль передней кромки крыла. Шасси имеет три опоры и носовую стойку. В состав силовой установки входит RB211-535E4 или 2 ТРДД «ПС-90А»
Ту-214
Данная модель представляет собой модификацию «Ту-204». Максимальная взлетная масса этого агрегата была увеличена до 110,75 т, а размер коммерческой нагрузки – до 25,2 т. Воздушное судно грузовой модификации прошло сертификацию в согласии с российскими нормами «АП-25», которые гармонизированы с западными FAR-25 и JAR-252. Серийное производство налажено в Казанском авиаобъединении им. С. П. Горбунова. Впервые взлет данной модели состоялся в 1989 году. Запустили на поток эти самолеты гражданской авиации СССР только в 1997 году. То есть уже после развала Советского Союза. В апреле 2010 года данное воздушное судно начали производить исключительно в спецкомплектации. Однако создавать его в коммерческой версии прекратили, так как это было нерентабельно. Хотя в приобретении указанного агрегата заинтересовался крупный перевозчик — «Трансаэро».
Airbus A320
Самолеты авиакомпании Победа
Все самолеты Ред Вингс этого типа (их четыре) относятся к модификации Airbus A320-200. Они произведены на заводе в Тулузе (Франция), в Red Wings поступили в июне-августе 2017 года, средний возраст 14 лет (т.е. 2003-2007 год выпуска).
Airbus A320 компании Red Wings
В салоне 180 мест, расположенных по схеме 3+3. Это максимум для данного воздушного судна. Места «в ногах» и «в плечах» в целом не очень много, но перелёты по несколько часов человек «обычного» роста может выдержать без особых затруднений.
Ряд 1. С одной стороны, пространства для ног здесь больше, чем у остальных мест, а откинуться на пассажира никто не сможет. Раздача напитков и еды происходит именно отсюда. Обратная сторона медали — столики в подлокотниках и необходимость на протяжении всего полёта смотреть в глухую стенку. Кроме того, рядом находятся туалет, кухня и различное служебное оборудование, которое может неприятно шуметь.
Ряд 11. Не самый лучший выбор. Спинки этих кресел не откидываются ввиду того, что сзади расположены аварийные выходы, а сокращать для них пространство категорически запрещено требованиями безопасности.
Ряд 12. Места у первой секции аварийных выходов. Преимущество — огромный простор для ног относительно всех других кресел. Однако спинки не откидываются, так как позади — аналогичные двери для экстренного покидания салона. Кроме того, ручную кладь здесь запрещено размещать на полу — она должна быть уложена только на закрывающуюся полку под потолком. Столики находятся в подлокотниках.
В этом ряду запрещено располагаться беременным женщинам, пассажирам с детьми, лицам с ограниченными физическими возможностями, психически больным и некоторым другим категориям пассажиров. Всё потому, что в экстренной ситуации человек должен быстро открыть соответствующую дверь и вытолкнуть её наружу. Если тот, кто сидит на 12 ряду, не удовлетворяет такому критерию, его могут пересадить члены экипажа.
Ряд 13. Идеальные места для такой компоновки салона. Очень много пространства для ног благодаря второй секции аварийных выходов, спинка при этом нормально откидывается. Но занимать данные кресла также можно не всем — ограничения точно такие же, как и в случае с рядом 12.
Ряд 29, места С и Е. Они расположены возле проходов, а недалеко — туалет. Поэтому на протяжении всего полёта люди будут ходить мимо, образуя очереди. Ненароком могут повредить или запачкать одежду и вещи. Встать же самому с кресла будет не очень удобно — придётся «вклиниваться» в толпу.
Ряд 30. Наименее удачный выбор. Соглашаться стоит только если других мест уже нет, в противном случае лучше попросить дать другие либо уже в самолёте попытаться пересесть на свободные. Спинки не откидываются вообще, так как сразу позади — два туалета. Комфортному путешествию будут мешать специфические запахи и звуки, включая постоянное хлопанье дверей. При раздаче еды и напитков пассажиры находятся в несколько ущемлённом положении — им предложат то, что осталось и выбор, как правило, будет значительно ограничен.
Заключение
Самолёт Ту-204 является настоящим прорывом для отечественного авиастроения. Это доказывается тем, что даже сегодня, через 30 с лишним лет после начала его разработки, самолёт (в основном его новейшие модификации) благодаря своим характеристикам фактически способен конкурировать с пассажирскими лайнерами западных компаний, обладая немалой экономичностью и простотой в использовании.
Тем не менее, плохую службу этому детищу ОКБ Туполева сослужили те времена, в которые проводились его испытания, а также начиналось его серийное производство. Так, в 90-х годах XX века финансирование проекта несколько раз останавливалось, а испытания затянулись на целых 6 лет.
И всё же большой потенциал машины и её экономичность позволяют надеяться на лучшие времена для Ту-204.
Автор статьи:
Тихонов Евгений
Увлекаюсь авиацией.
Свежие публикации автора:
Битва за Москву: провал гитлеровского блицкрига
Афганская война 1979-1989 гг: вся хроника событий от начала до конца
Война во Вьетнаме