Меры безопасности
Не последнюю роль в том, чем заканчивается разгерметизация самолета, играет то, насколько тщательно проводится предполетная подготовка как самого воздушного судна, так и его экипажа. Играет важную роль достаточно широкий ряд факторов: правильная эксплуатация, продуманная конструкция, своевременное обслуживание, регулярные проверки и т. д.
Современные авиалайнеры оснащены большим количеством систем, постоянно контролирующих состояние самолета на протяжении всего времени полета. При наличии должного опыта пилоты вовремя заметят даже незначительные неполадки и предпримут необходимые меры, чтобы предотвратить негативные последствия
Ну а при внезапных и серьезных изменениях крайне важно то, что будет сделано в первые секунды. Так, любой современный самолет оснащен специальными кислородными масками, автоматически выбрасывающимися над креслами при аварийной декомпрессии
Их демонстрируют в начале каждого полета в ходе рассказа о технике безопасности. Но это еще не все.
Лечение
Лечение баротравмы, в первую очередь, поддерживающее, симптоматическое, но может быть также назначена:
- Медикаментозная терапия.
- Оксигенотерапия.
- Рекомпрессия в гипербарической барокамере в течение 45-300 мин — повышение давления до исчезновения симптомов заболевания, выдержке пациента при этом давлении со 100% кислородом и постепенное ступенчатое снижение давления до нормального — атмосферного.
Доктора
специализация: Лор (отоларинголог) / Пульмонолог / Травматолог
Токаева Анастасия Анатольевна
10 отзывов1700 руб.
Рябова Нина Петровна
4 отзыва950 руб.
Деревянко Сергей Николаевич
6 отзывов1600 руб.
больше докторов
Лекарства
- Оксиметазолин
- Преднизон
- Амоксициллин
- Противоотечные средства – Оксиметазолин, Псевдоэфедрин, а также глюкокортикоиды (Преднизон) для открытия полостей.
- Для обезболивания — НПВС и опиоидные анальгетики.
- При кровотечениях и выпоте назначают антибиотики, например, Амоксициллин, Ко-тримоксазол.
Процедуры и операции
- ингаляции кислородом большим потоком;
- миринготомия и дренаж жидкости из среднего уха;
- дренаж плевральной полости, например, по Бюлау (при пневмотораксе);
- медиастинотомия.
Основные причины разгерметизации
Причины у разгерметизации салона самолета могут быть разные, это и различные технические неполадки в самом самолете, например, износ частей корпуса самолета, и попадание в самолет тяжелых предметов, например, ракеты.
Как перестать бояться летать на самолете
Но чаще всего причиной нарушения герметизации салона является человеческая неосмотрительность, например:
- неверно рассчитана грузоподъемность авиалайнера
- самолет набрал большую высоту, чем разрешенная ииз-за разницы давления корпус воздушного судна не выдерживает
- причиной разгерметизации является также случайное открытие экипажем аварийного люка(так как размером он даже превышает оконный блок самолета, то разгерметизация в таком случае произойдет мгновенно и довольно болезненно для пассажиров)
Обратите внимание! Большой угрозе подвергаются пассажиры, которые занимают места непосредственно у аварийного люка, в случае если они не пристегнуты, им может угрожать возможность попросту выпасть из салона авиалайнера. .
Места у аварийного люка
Примечания
- ↑ Франсуа Виолетт. Взрывная декомпрессия и её действие на организм человека. — Военное издательство Министерства обороны Союза ССР, 1961. — 129 с.
- ↑ отчет национального совета по безопасности на транспорте США о летном происшествии с AQ-243 Aloha Airlines, стр.28
- ↑ «Один случай взрывной декомпрессии», Американский журнал судебной медицины и патологии, июнь 1988. American Journal of Forensic Medicine and Pathology 9 (2): Giertsen JC, Sandstad E, Morild I, Bang G, Bjersand AJ, Eidsvik S , 94–101. doi:10.1097/00000433-198806000-00002. .
- ↑ Джонсон Д. А. Глава 3 — Декомпрессия // . — М.: Транспорт, 1989 г. — 304 с. — .
Разгерметизация самолета
На высоте 10000 метров давление значительно ниже, чем на земной поверхности. Еще там гораздо холоднее, недостаточно кислорода для нормального функционирования человеческого организма. Стоит ли говорить о том, что даже сама идея дыры в обшивке может напугать даже самого опытного и спокойного пассажира? Современный кинематограф принес здравый смысл в жертву зрелищности, и среди простых людей бытует мнение, что даже крохотное отверстие в оболочке самолета, не предусмотренное его конструкцией, обязательно приведет к гибели всех, кто находится на борту. На деле все с точностью наоборот — разумеется, повреждение обшивки нельзя отнести к совершенно нормальной ситуации, но и рассматривать это как катастрофу совершенно необязательно. История знает немало случаев, когда даже достаточно в корпусе не становились помехой для спокойного завершения рейса. Итак, стоит разобраться, что подразумевается под термином «разгерметизация самолета» и что это означает на практике.
Основные причины
В стандартной ситуации лайнер герметичен, безопасность обеспечивается за счет автономных систем жизнеобеспечения, что обеспечивает безопасность. Запланированная разгерметизация проводится перед посадкой лайнера, при помощи системы клапанов обеспечивается управляемое выравнивание давления в салоне. В случае аварийной разгерметизации удачный исход возможен только при минимальных повреждениях обшивки, чаще всего происходит авиакатастрофа, корпус машины разрушается на ходу, пассажиры гибнут. Дело в том, что на высоте более 10 тыс. км давление и температура очень низкие, дефицит кислорода считается препятствием для нормальной жизнедеятельности организма.
Причины аварийной разгерметизации:
- человеческий фактор — действия сотрудников экипажа или людей;
- повреждение обшивки посторонними предметами;
- производственный брак — некачественные комплектующие, нарушение сборки;
- нештатная ситуация — превышение нагрузки на лайнер.
Основная опасность разгерметизации заключается в кислородном голодании, обморожениях, кессонной болезни, чаще всего пристегнутые пассажиры не выпадают из самолета, если только пробой не расположен в непосредственной близости к ним.
Разгерметизация самолета что это такое последствия разгерметизации
Более низкое парциальное давление кислорода на высоте снижает напряжение альвеолярного кислорода в легких, а затем в мозге, что приводит к нарушению мышления, зрения, потере сознания и, в конечном счете, к смерти.
У некоторых людей, особенно с заболеваниями сердца или легких, симптомы могут начинаться с уровня 1500 м, хотя большинство пассажиров могут переносить высоту 2400 м без вредного воздействия.
Гипоксию можно решить путем вдыхания дополнительного кислорода через кислородную маску. Без повышения давления кислород может доставляться на высоту около 12 000 м. Это связано с тем, что человеку, привыкшему жить на уровне моря, требуется нормальное давление кислорода около 0,20 бар, чтобы нормально функционировать, и это давление может поддерживаться до примерно 12 000 м за счет увеличения мольной доли кислорода в воздухе.
Защита от последствий
Выброшенные кислородные маски
В современных самолётах гражданской авиации при аварийной декомпрессии автоматически выбрасываются кислородные маски для пассажиров и экипажа. Пассажиры и члены экипажа должны немедленно надеть эти маски сначала на себя, а потом, если необходимо, на окружающих, после чего экипаж должен в течение нескольких минут снизить высоту полёта до такой, на которой герметизация кабины не требуется (около 4000 метров), и затем совершить .
В военных самолётах регуляторы давления в кабине (АРД) имеют так называемый «боевой» режим работы, подразумевающий сниженное давление наддува, а значит, и более низкие последствия у экипажа при прострелах гермокабины. Подобное техническое решение пришло из опыта второй мировой войны, когда экипажи бомбардировщиков погибали при нарушении герметичности кабины на большой высоте.
Первая помощь
- При кровотечении из уха нужно продезинфицировать горло и прополоскать раствором фурацилина с 2 кап йодной настойки (на 100 мл воды), промыть ушную раковину спиртосодержащей жидкостью и заложить стерильным марлевым либо ватным тампоном.
- При кровохарканьи, болях в грудине и других признаках баротравмы легких с больного нужно немедленно снять снаряжение, дать кислород и эвакуировать до рекомпрессионной камеры. Для остановки кровотечения следует применять противодифтерийную сыворотку, в дальнейшем нужны условия стационара, полный покой и предупреждение кашля кодеином или дионином.
Известные случаи разгерметизации
Первое подобное происшествие было зафиксировано в 1988 году. Самолет летел над Гавайскими островами. Произошла внезапная разгерметизация салона. Пострадала обшивка и часть основной конструкции. Несмотря на это, самолет удалось посадить. Один из членов экипажа получил смертельные ранения.
В 2005 году в воздушном пространстве вблизи Афин произошла постепенная разгерметизация салона. В результате этого самолет потерял управление и врезался в гору. Погибло 6 членов экипажа и 115 пассажиров.
В 2011 году в самолете, который совершал полет из Феникса в Сакраменто, образовалась дыра. Ее диаметр достигал 1,5 м. Благодаря слаженной работе персонала, авиалайнер удалось посадить. Никто не пострадал.
В 2015 году в Московском аэропорту за 20 минут до посадки произошла разгерметизация самолета. Он следовал по маршруту «Самара — Москва». В результате этой аварийной ситуации никто не пострадал.
Уважаемые посетители сайта Aviawiki!
Ваших вопросов стало так много, что, к сожалению, у наших специалистов не всегда есть время ответить на все. Напомним, что мы отвечаем на вопросы абсолютно бесплатно и в порядке очереди. Однако у вас есть возможность гарантированно получить оперативный ответ за символическую сумму.
Клинические симптомы взрывной декомпрессии
- быстрое расширение грудной клетки как следствие увеличения объема воздуха в легких, перенесшими декомпрессию описывается как ощущением «удара в грудь»;
- высотный метеоризм — увеличение объема газов в желудки и кишечнике с вздутием живота;
- быстрое (ударное) выхождение воздуха из отверстий носа и рта, кишечных газов из заднего прохода;
- боли в ушах и в области придаточных полостей носа;
- рвота, дефекация, мочеиспускание,
- высотные боли — острые боли в суставах и мышцах, вызванные ишемией тканей вследствие газовой эмболии мелких сосудов;
- чувство замерзания вследствие резкого усиления испарения пота.
Причины
Сохранность герметичности авиалайнера зависит от многих факторов. К ним относят следующее:
- Человеческий фактор. Разгерметизация салона происходит по вине пассажира или члена экипажа. Они могут непреднамеренно нажать на ручку аварийного выхода.
- Технические дефекты. Это в том случае, если герметичные слои обшивки не выдерживают нагрузок. В них появляются трещины.
- Механическое воздействие. Оно возникает в случае повреждения целостности фюзеляжа с обшивкой (попадание ракеты).
- Несоблюдение предельно допустимых норм нагрузок. При каждом полете этот показатель рассчитывается индивидуально. Если авиалайнер выйдет на большую высоту, его обшивка не выдержит давления.
Чтобы избежать разгерметизации во время полета в результате технических дефектов, конструкторы оснащают авиалайнеры прочными каркасами и обшивками.
Важно. Разгерметизация салона не оказывает негативного воздействия на работу двигателей
Самолет продолжает лететь в установленном скоростном режиме.
Известные случаи
Несмотря на то что разгерметизация самолета — нештатная ситуация, она происходит довольно часто, но практически всегда обходится без серьезных последствий. Впрочем, не всегда все заканчивается благополучно.
- В 2011 году в верхней части самолета, совершавшего рейс из Финикса в Сакраменто, образовалась дыра около 1,5 метров в диаметре. Лайнер благополучно снизился, никто не пострадал.
- В 2005 году к северу от греческих Афин вследствие постепенной разгерметизации воздушное судно потеряло управление и врезалось в гору. При этом погиб 121 человек, включая 6 членов экипажа.
- В 1988 году в самолете, пролетавшим над Гавайскими островами, произошла мгновенная разгерметизация, в результате которой один член экипажа получил смертельные ранения. Несмотря на значительные повреждения обшивки и разрушение конструкции, лайнер благополучно приземлился.
- В 2015 году за 20 минут до приземления в столичном аэропорту произошла разгерметизация самолета «Самара — Москва». Никто не пострадал.
Очевидно, декомпрессия сама по себе не так уж и страшна. Все зависит от разумных действий людей, впрочем, как и обычно. Так что не стоит пренебрегать инструкциями экипажа, особенно когда они призывают пристегиваться во время полета к креслу.
Патогенез
Травмирование, возникающее под воздействием давления, происходит за счет деформации тканей как компенсация разницы давления.
Особенности нарушений и степень выраженности напрямую зависят от барометрического давления и продолжительности нахождения в этих условиях. Начиная с высоты 3-4 тыс. м барометрическое давление снижается до 530—450 мм рт.ст., что приводит к расширению газов и относительному увеличению их давления в различных замкнутых и полузамкнутых полостях тела организма: придаточных полостях носа, лобных пазухах, в среднем ухе, плевральном пространстве, желудочно-кишечном тракте. Под давлением газов наблюдается раздражение рецепторов этих полостей, развиваются болевые ощущения, которые наиболее выражены в структурах слухового анализатора. На высоте 9 тыс. м (225 мм рт.ст.) в более 10-15% случаев появляются симптомы декомпрессии, связанной с переходом в газообразное состояние имеющегося в тканях растворенного азота. Пузырьки азота способны проникать в кровоток и разноситься с кровью по организму, провоцируя ишемию тканей и эмболию (закупорку) сосудов, что оказывается особенно опасно в коронарных сосудах и тканях головного мозга.
Высота 19 тыс. м (47 мм рт.ст.) влечет «закипание» жидких сред и высотную тканевую эмфизему.
Компрессия вызвана быстрым переходом из среды с нормальным атмосферным давлением в среду с повышенным давлением, что в результате может повлечь вдавление барабанной перегородки, а при непроходимости слуховых труб вызывает резкую боль в ушах, сжатие имеющихся в кишечнике газов, а также повышает кровяное наполнение внутренних органов. Очень быстрое и резкое погружение на глубину может спровоцировать разрыв сосудов кровеносного русла и стенок легочных альвеол. Главным болезнетворным фактором гипербарии в результате компрессии считается процесс сатурации — повышенного растворения газов в жидких средах организма.
Была определена прямая зависимость между объемом растворенного газа в организме и парциальным давлением воздуха, вдыхаемого погружающимся человеком. Погружение на глубину каждые 10,3 м повышает давление на 1 атмосферу, что соответственно повышает и количество растворенного азота. Насыщение азотом наиболее характерно для органов, богатых жирами, оно происходит в 5 раз интенсивнее, чем, к примеру, кровь. В тканях нервной системы много липидов, что приводит к развитию состояния «глубинного восторга» — легкого возбуждения быстро сменяющегося наркотическим, а в дальнейшем и токсическим действием, которое провоцирует ухудшение концентрации внимания, головные боли, головокружение, нарушение нейромышечной координации и даже потерю сознания.
В результате декомпрессии — перехода из области повышенного барометрического давления в условия нормального атмосферного давления могут развиваться различные симптомы кессонной болезни, причиной которой является сниженная растворимость газов — десатурация. Процесс сопровождается высвобождением из тканей азота в избытке, он не успевает диффундировать из кровотока через дыхательную систему наружу и образует газовые пузырьки, которые могут превышать размер 8 мкм — величину просвета капилляров. В результате развивается газовая эмболия и как следствие — основные проявления декомпрессионной болезни, выражающиеся в виде мышечно-суставных и загрудинных болях, нарушениях зрения, кожного зуда, вегетососудистых и мозговых нарушениях, поражениях периферических нервов.
Взрывная декомпрессия возникает при взрыве, создающем ударную волну (сжатие окружающих слоев воздуха до высокой плотности) и такую разницу давлений способную нанести серьёзные травмы не только слуховому аппарату, но и легким и ЖКТ. Наиболее известный пример – применение наступательных гранат, действие которых направлено на дезориентирование врага и нанесения вреда посредством баротравмы.