Взрывная декомпрессия

Меры безопасности

Не последнюю роль в том, чем заканчивается разгерметизация самолета, играет то, насколько тщательно проводится предполетная подготовка как самого воздушного судна, так и его экипажа. Играет важную роль достаточно широкий ряд факторов: правильная эксплуатация, продуманная конструкция, своевременное обслуживание, регулярные проверки и т. д.

Современные авиалайнеры оснащены большим количеством систем, постоянно контролирующих состояние самолета на протяжении всего времени полета. При наличии должного опыта пилоты вовремя заметят даже незначительные неполадки и предпримут необходимые меры, чтобы предотвратить негативные последствия

Ну а при внезапных и серьезных изменениях крайне важно то, что будет сделано в первые секунды. Так, любой современный самолет оснащен специальными кислородными масками, автоматически выбрасывающимися над креслами при аварийной декомпрессии

Их демонстрируют в начале каждого полета в ходе рассказа о технике безопасности. Но это еще не все.

Лечение

Лечение баротравмы, в первую очередь, поддерживающее, симптоматическое, но может быть также назначена:

  • Медикаментозная терапия.
  • Оксигенотерапия.
  • Рекомпрессия в гипербарической барокамере в течение 45-300 мин — повышение давления до исчезновения симптомов заболевания, выдержке пациента при этом давлении со 100% кислородом и постепенное ступенчатое снижение давления до нормального — атмосферного.

Доктора

специализация: Лор (отоларинголог) / Пульмонолог / Травматолог

Токаева Анастасия Анатольевна

10 отзывов1700 руб.

Рябова Нина Петровна

4 отзыва950 руб.

Деревянко Сергей Николаевич

6 отзывов1600 руб.

больше докторов

Лекарства

  • Оксиметазолин
  • Преднизон
  • Амоксициллин
  • Противоотечные средства – Оксиметазолин, Псевдоэфедрин, а также глюкокортикоиды (Преднизон) для открытия полостей.
  • Для обезболивания — НПВС и опиоидные анальгетики.
  • При кровотечениях и выпоте назначают антибиотики, например, Амоксициллин, Ко-тримоксазол.

Процедуры и операции

  • ингаляции кислородом большим потоком;
  • миринготомия и дренаж жидкости из среднего уха;
  • дренаж плевральной полости, например, по Бюлау (при пневмотораксе);
  • медиастинотомия.

Основные причины разгерметизации

Причины у разгерметизации салона самолета могут быть разные, это и различные технические неполадки в самом самолете, например, износ частей корпуса самолета, и попадание в самолет тяжелых предметов, например, ракеты.

Как перестать бояться летать на самолете

Но чаще всего причиной нарушения герметизации салона является человеческая неосмотрительность, например:

  • неверно рассчитана грузоподъемность авиалайнера
  • самолет набрал большую высоту, чем разрешенная ииз-за разницы давления корпус воздушного судна не выдерживает
  • причиной разгерметизации является также случайное открытие экипажем аварийного люка(так как размером он даже превышает оконный блок самолета, то разгерметизация в таком случае произойдет мгновенно и довольно болезненно для пассажиров)

Обратите внимание! Большой угрозе подвергаются пассажиры, которые занимают места непосредственно у аварийного люка, в случае если они не пристегнуты, им может угрожать возможность попросту выпасть из салона авиалайнера. .

Места у аварийного люка

Примечания

  1. Франсуа Виолетт. Взрывная декомпрессия и её действие на организм человека. — Военное издательство Министерства обороны Союза ССР, 1961. — 129 с.
  2. ↑ отчет национального совета по безопасности на транспорте США о летном происшествии с AQ-243 Aloha Airlines, стр.28
  3. ↑ «Один случай взрывной декомпрессии», Американский журнал судебной медицины и патологии, июнь 1988. American Journal of Forensic Medicine and Pathology 9 (2): Giertsen JC, Sandstad E, Morild I, Bang G, Bjersand AJ, Eidsvik S , 94–101. doi:10.1097/00000433-198806000-00002. .
  4. Джонсон Д. А. Глава 3 — Декомпрессия // . — М.: Транспорт, 1989 г. — 304 с. — .

Разгерметизация самолета

На высоте 10000 метров давление значительно ниже, чем на земной поверхности. Еще там гораздо холоднее, недостаточно кислорода для нормального функционирования человеческого организма. Стоит ли говорить о том, что даже сама идея дыры в обшивке может напугать даже самого опытного и спокойного пассажира? Современный кинематограф принес здравый смысл в жертву зрелищности, и среди простых людей бытует мнение, что даже крохотное отверстие в оболочке самолета, не предусмотренное его конструкцией, обязательно приведет к гибели всех, кто находится на борту. На деле все с точностью наоборот — разумеется, повреждение обшивки нельзя отнести к совершенно нормальной ситуации, но и рассматривать это как катастрофу совершенно необязательно. История знает немало случаев, когда даже достаточно в корпусе не становились помехой для спокойного завершения рейса. Итак, стоит разобраться, что подразумевается под термином «разгерметизация самолета» и что это означает на практике.

Основные причины

В стандартной ситуации лайнер герметичен, безопасность обеспечивается за счет автономных систем жизнеобеспечения, что обеспечивает безопасность. Запланированная разгерметизация проводится перед посадкой лайнера, при помощи системы клапанов обеспечивается управляемое выравнивание давления в салоне. В случае аварийной разгерметизации удачный исход возможен только при минимальных повреждениях обшивки, чаще всего происходит авиакатастрофа, корпус машины разрушается на ходу, пассажиры гибнут. Дело в том, что на высоте более 10 тыс. км давление и температура очень низкие, дефицит кислорода считается препятствием для нормальной жизнедеятельности организма.
Причины аварийной разгерметизации:

  • человеческий фактор — действия сотрудников экипажа или людей;
  • повреждение обшивки посторонними предметами;
  • производственный брак — некачественные комплектующие, нарушение сборки;
  • нештатная ситуация — превышение нагрузки на лайнер.

Основная опасность разгерметизации заключается в кислородном голодании, обморожениях, кессонной болезни, чаще всего пристегнутые пассажиры не выпадают из самолета, если только пробой не расположен в непосредственной близости к ним.

Разгерметизация самолета что это такое последствия разгерметизации

Более низкое парциальное давление кислорода на высоте снижает напряжение альвеолярного кислорода в легких, а затем в мозге, что приводит к нарушению мышления, зрения, потере сознания и, в конечном счете, к смерти.

У некоторых людей, особенно с заболеваниями сердца или легких, симптомы могут начинаться с уровня 1500 м, хотя большинство пассажиров могут переносить высоту 2400 м без вредного воздействия.

Гипоксию можно решить путем вдыхания дополнительного кислорода через кислородную маску. Без повышения давления кислород может доставляться на высоту около 12 000 м. Это связано с тем, что человеку, привыкшему жить на уровне моря, требуется нормальное давление кислорода около 0,20 бар, чтобы нормально функционировать, и это давление может поддерживаться до примерно 12 000 м за счет увеличения мольной доли кислорода в воздухе.

Защита от последствий

Выброшенные кислородные маски

В современных самолётах гражданской авиации при аварийной декомпрессии автоматически выбрасываются кислородные маски для пассажиров и экипажа. Пассажиры и члены экипажа должны немедленно надеть эти маски сначала на себя, а потом, если необходимо, на окружающих, после чего экипаж должен в течение нескольких минут снизить высоту полёта до такой, на которой герметизация кабины не требуется (около 4000 метров), и затем совершить .

В военных самолётах регуляторы давления в кабине (АРД) имеют так называемый «боевой» режим работы, подразумевающий сниженное давление наддува, а значит, и более низкие последствия у экипажа при прострелах гермокабины. Подобное техническое решение пришло из опыта второй мировой войны, когда экипажи бомбардировщиков погибали при нарушении герметичности кабины на большой высоте.

Первая помощь

  • При кровотечении из уха нужно продезинфицировать горло и прополоскать раствором фурацилина с 2 кап йодной настойки (на 100 мл воды), промыть ушную раковину спиртосодержащей жидкостью и заложить стерильным марлевым либо ватным тампоном.
  • При кровохарканьи, болях в грудине и других признаках баротравмы легких с больного нужно немедленно снять снаряжение, дать кислород и эвакуировать до рекомпрессионной камеры. Для остановки кровотечения следует применять противодифтерийную сыворотку, в дальнейшем нужны условия стационара, полный покой и предупреждение кашля кодеином или дионином.

Известные случаи разгерметизации

Первое подобное происшествие было зафиксировано в 1988 году. Самолет летел над Гавайскими островами. Произошла внезапная разгерметизация салона. Пострадала обшивка и часть основной конструкции. Несмотря на это, самолет удалось посадить. Один из членов экипажа получил смертельные ранения.

В 2005 году в воздушном пространстве вблизи Афин произошла постепенная разгерметизация салона. В результате этого самолет потерял управление и врезался в гору. Погибло 6 членов экипажа и 115 пассажиров.

В 2011 году в самолете, который совершал полет из Феникса в Сакраменто, образовалась дыра. Ее диаметр достигал 1,5 м. Благодаря слаженной работе персонала, авиалайнер удалось посадить. Никто не пострадал.

В 2015 году в Московском аэропорту за 20 минут до посадки произошла разгерметизация самолета. Он следовал по маршруту «Самара — Москва». В результате этой аварийной ситуации никто не пострадал.

Уважаемые посетители сайта Aviawiki!

Ваших вопросов стало так много, что, к сожалению, у наших специалистов не всегда есть время ответить на все. Напомним, что мы отвечаем на вопросы абсолютно бесплатно и в порядке очереди. Однако у вас есть возможность гарантированно получить оперативный ответ за символическую сумму. 

Клинические симптомы взрывной декомпрессии

  • быстрое расширение грудной клетки как следствие увеличения объема воздуха в легких, перенесшими декомпрессию описывается как ощущением «удара в грудь»;
  • высотный метеоризм — увеличение объема газов в желудки и кишечнике с вздутием живота;
  • быстрое (ударное) выхождение воздуха из отверстий носа и рта, кишечных газов из заднего прохода;
  • боли в ушах и в области придаточных полостей носа;
  • рвота, дефекация, мочеиспускание,
  • высотные боли — острые боли в суставах и мышцах, вызванные ишемией тканей вследствие газовой эмболии мелких сосудов;
  • чувство замерзания вследствие резкого усиления испарения пота.

Причины

Сохранность герметичности авиалайнера зависит от многих факторов. К ним относят следующее:

  1. Человеческий фактор. Разгерметизация салона происходит по вине пассажира или члена экипажа. Они могут непреднамеренно нажать на ручку аварийного выхода.
  2. Технические дефекты. Это в том случае, если герметичные слои обшивки не выдерживают нагрузок. В них появляются трещины.
  3. Механическое воздействие. Оно возникает в случае повреждения целостности фюзеляжа с обшивкой (попадание ракеты).
  4. Несоблюдение предельно допустимых норм нагрузок. При каждом полете этот показатель рассчитывается индивидуально. Если авиалайнер выйдет на большую высоту, его обшивка не выдержит давления.

Чтобы избежать разгерметизации во время полета в результате технических дефектов, конструкторы оснащают авиалайнеры прочными каркасами и обшивками.

Важно. Разгерметизация салона не оказывает негативного воздействия на работу двигателей

Самолет продолжает лететь в установленном скоростном режиме.

Известные случаи

Несмотря на то что разгерметизация самолета — нештатная ситуация, она происходит довольно часто, но практически всегда обходится без серьезных последствий. Впрочем, не всегда все заканчивается благополучно.

  • В 2011 году в верхней части самолета, совершавшего рейс из Финикса в Сакраменто, образовалась дыра около 1,5 метров в диаметре. Лайнер благополучно снизился, никто не пострадал.
  • В 2005 году к северу от греческих Афин вследствие постепенной разгерметизации воздушное судно потеряло управление и врезалось в гору. При этом погиб 121 человек, включая 6 членов экипажа.
  • В 1988 году в самолете, пролетавшим над Гавайскими островами, произошла мгновенная разгерметизация, в результате которой один член экипажа получил смертельные ранения. Несмотря на значительные повреждения обшивки и разрушение конструкции, лайнер благополучно приземлился.
  • В 2015 году за 20 минут до приземления в столичном аэропорту произошла разгерметизация самолета «Самара — Москва». Никто не пострадал.

Очевидно, декомпрессия сама по себе не так уж и страшна. Все зависит от разумных действий людей, впрочем, как и обычно. Так что не стоит пренебрегать инструкциями экипажа, особенно когда они призывают пристегиваться во время полета к креслу.

Патогенез

Травмирование, возникающее под воздействием давления, происходит за счет деформации тканей как компенсация разницы давления.

Особенности нарушений и степень выраженности напрямую зависят от барометрического давления и продолжительности нахождения в этих условиях. Начиная с высоты 3-4 тыс. м барометрическое давление снижается до 530—450 мм рт.ст., что приводит к расширению газов и относительному увеличению их давления в различных замкнутых и полузамкнутых полостях тела организма: придаточных полостях носа, лобных пазухах, в среднем ухе, плевральном пространстве, желудочно-кишечном тракте. Под давлением газов наблюдается раздражение рецепторов этих полостей, развиваются болевые ощущения, которые наиболее выражены в структурах слухового анализатора. На высоте 9 тыс. м (225 мм рт.ст.) в более 10-15% случаев появляются симптомы декомпрессии, связанной с переходом в газообразное состояние имеющегося в тканях растворенного азота. Пузырьки азота способны проникать в кровоток и разноситься с кровью по организму, провоцируя ишемию тканей и эмболию (закупорку) сосудов, что оказывается особенно опасно в коронарных сосудах и тканях головного мозга.

Высота 19 тыс. м (47 мм рт.ст.) влечет «закипание» жидких сред и высотную тканевую эмфизему.

Компрессия вызвана быстрым переходом из среды с нормальным атмосферным давлением в среду с повышенным давлением, что в результате может повлечь вдавление барабанной перегородки, а при непроходимости слуховых труб вызывает резкую боль в ушах, сжатие имеющихся в кишечнике газов, а также повышает кровяное наполнение внутренних органов. Очень быстрое и резкое погружение на глубину может спровоцировать разрыв сосудов кровеносного русла и стенок легочных альвеол. Главным болезнетворным фактором гипербарии в результате компрессии считается процесс сатурации — повышенного растворения газов в жидких средах организма.

Была определена прямая зависимость между объемом растворенного газа в организме и парциальным давлением воздуха, вдыхаемого погружающимся человеком. Погружение на глубину каждые 10,3 м повышает давление на 1 атмосферу, что соответственно повышает и количество растворенного азота. Насыщение азотом наиболее характерно для органов, богатых жирами, оно происходит в 5 раз интенсивнее, чем, к примеру, кровь. В тканях нервной системы много липидов, что приводит к развитию состояния «глубинного восторга» — легкого возбуждения быстро сменяющегося наркотическим, а в дальнейшем и токсическим действием, которое провоцирует ухудшение концентрации внимания, головные боли, головокружение, нарушение нейромышечной координации и даже потерю сознания.

В результате декомпрессии — перехода из области повышенного барометрического давления в условия нормального атмосферного давления могут развиваться различные симптомы кессонной болезни, причиной которой является сниженная растворимость газов — десатурация. Процесс сопровождается высвобождением из тканей азота в избытке, он не успевает диффундировать из кровотока через дыхательную систему наружу и образует газовые пузырьки, которые могут превышать размер 8 мкм — величину просвета капилляров. В результате развивается газовая эмболия и как следствие — основные проявления декомпрессионной болезни, выражающиеся в виде мышечно-суставных и загрудинных болях, нарушениях зрения, кожного зуда, вегетососудистых и мозговых нарушениях, поражениях периферических нервов.

Взрывная декомпрессия возникает при взрыве, создающем ударную волну (сжатие окружающих слоев воздуха до высокой плотности) и такую разницу давлений способную нанести серьёзные травмы не только слуховому аппарату, но и легким и ЖКТ. Наиболее известный пример – применение наступательных гранат, действие которых направлено на дезориентирование врага и нанесения вреда посредством баротравмы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: