Бе-200


Ссылки

  • [aviadocs.net/MAK/AC/BE-200-ChS/N229_Be_200_D0_D2.pdf Сертификат типа, карты данных]
  • [www.youtube.com/watch?v=lY4VvldIBqg Д. т. н., проф. Абдурагимов И. М. о стоимости и результатах тушения пожаров с самолета]
  • [russianplanes.net/REGISTR/Beriev/Be-200 Список выпущенных, строящихся и заказанных Бе-200]
  • [www.youtube.com/watch?v=skHKAyAiEdo&feature=channel_page «Век российской гидроавиации» Телесюжет.]
  • [photo.infoflot.ru/gallery/album265 Забор воды самолётом Бе-200 в Пестовском водохранилище канала имени Москвы 12.08.10 г.] (недоступная ссылка) Проверено 8 июня 2016.
  • [www.svavia.ru/ttd/thbe200.html Описание модификаций, летно-технические характеристики самолета Бе-200]
  • [www.rian.ru/infografika/20110526/380208793.html Характеристики уникального самолета-амфибии Бе-200], Инфографика, РИА Новости
  • Сравнение эксплуатации Бе-200 и Bombardier 415 — [www.take-off.ru/pdf/09_2010.pdf «Взлёт» № 9/2010 // Андрей Фомин «Жаркий август — 2010»]
  • [www.airwar.ru/enc/sea/be200.html Бериев Бе-200 в авиационной энциклопедии «Уголок неба»]
  • [www.redstar.gr/Foto_red/Ru/AC_fire/Be_200Fire.html Бе-200 ЧС Противопожарный самолет-амфибия]
  • [www.crown-airforce.narod.ru/aontech/be200kab.html Кабина многоцелевого самолета-амфибии Бе-200]
  • Бе-200 Гидроавиасалон 2010 — [www.youtube.com/watch?v=7Sui26PR-bY Часть 1], [www.youtube.com/watch?v=4C4iUmP-Tv0 Часть 2], [www.youtube.com/watch?v=28agLQFbcNk Часть 3], [www.youtube.com/watch?v=DfHsFxjP75I Часть 4]

Самолёты ТАНТК им. Г. М. Бериева

Гидросамолёты МБР-2 • МБР-5 • МДР-5 • МБР-7 • ЛЛ-143 • Бе-6
Корабельные катапультные КОР-1 (Бе-2) • КОР-2 (Бе-4)
Реактивные лодки Р-1 • Бе-10
Амфибии Бе-8 • Бе-12/Бе-14 «Чайка» • А-40
Многоцелевые гражданские Бе-103 • Бе-200
Сухопутного базирования Ан-30 ¹ • Бе-30/Бе-32 • Ту-142МР «Орёл» • А-50 ² • А-100
Экспериментальные ЛА Бе-1 • ВВА-14 • А-60
Нереализованные проекты П-42 • Бе-2500 • А-42 «Альбатрос» • Бе-101
Примечания: ¹ совместно ОКБ им. О. К. Антонова; ² совместо с

Ссылки

Гидросамолёт в Викисловаре
Гидросамолёт на Викискладе
  Словари и энциклопедии Военная Сытина · ·
Нормативный контроль GND:  · NDL: 
Летательные аппараты
Планирующие
  • Планёр
    • мотопланер
  • Дельтаплан
    • дельталёт
  • Параплан
    • паралёт
    • мотопараплан
Винтокрылые
  • Автожир
  • Вертолёт
  • Ранец-вертолёт
  • Винтокрыл
  • Винтолёт
  • Конвертоплан
  • Мультикоптер
  • Синхроптер
Аэростатические
  • Аэростат
    • шарльер
    • монгольфьер
    • розьер
    • стратостат
  • Дирижабль
Аэродинамические
  • Самолёт
  • Гидросамолёт
  • Летающая подводная лодка
  • Гондолоплан
  • Экраноплан (Экранолёт)
Ракетодинамические
  • Ракетоплан
  • Реактивный ранец
    • Martin Jetpack
    • Грифон
  • Крылатая ракета
Другие
  • Орнитоптер
  • Мускулолёт

Эта страница в последний раз была отредактирована 28 марта 2019 в 15:49.

Ла-8 сверхлёгкий представитель авиации

Ла 8 самолет имеет категорию «амфибия», то есть может осуществлять взлёт и посадку на поверхность воды. Разработчик аппарата российская компания «АэроВолга», расположенная в Самарской области. В ведении этого научно-производственного объединения находится весь объём разработки, изготовления, испытания и реализации аппаратов малой авиации.

Будущая летающая лодка гидросамолет получила индекс ЛА-8. Международный авиационно-космический салон в 2003 году дал высокую оценку сверхлёгкому летательному аппарату ЛА-8 с категорией «амфибия».

Это означало, что самолёт конкурентоспособен не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.

К серийному производству амфибии предприятие приступило, выполнив всю испытательную программу.

Многоцелевая российская амфибия разработана для работы во всех регионах страны, предполагался и экспорт.

Однако, по каким-то причинам, совершенное воздушной судно имеет мало заказчиков. Конструкторы не останавливаются на достигнутом, заказчикам могут быть предложены несколько вариантов самолетов-амфибий.

История

История гидросамолётов началась ещё до первого полёта самолёта, только в России известно два проекта аппаратов тяжелее воздуха, способных взлетать и садиться на воду. Фюзеляж самолёта Можайского напоминал фюзеляж летающей лодки. Первый реально взлетающий с воды самолёт был создан американцем Гленном Кёртиссом в 1909 году и представлял собой сухопутный аэроплан, установленный на поплавки.

Внешние изображения
Гидросамолёт Доннэ-Левек
(1912 год)

Первый гидросамолёт специальной конструкции (летающая лодка) был создан в 1912 году во Франции фирмой Доннэ-Левек (фр. Donnet-Leveque), в этом же году поставлен в серийное производство и массово поставлялся на экспорт, в том числе в Россию[2].

Когда французский аппарат был разбит в ходе испытательного полёта летом 1913 года, в процессе ремонта была выполнена его копия, которую создал Григорович Д. П. в конце 1913 года, и уже в мае 1914 года был совершен её испытательный полет[3].

Первоначально эта летающая лодка носила название французского оригинала, затем получила флотское обозначение Щ-1 (свойственное самолетам, выполненным на заводе Щетинина), далее называлась М-1 — но до серийного производства так и не была доведена. В течение 1914 года Григорович сделал ещё несколько опытных и малосерийных аналогов, в апреле 1915 года создал действительно оригинальную конструкцию М-5, которая пошла в серийное производство в июле 1915 года и производилась до 1923 года.

В период незадолго Первой мировой войны во всех развитых странах гидропланы стали развиваться как отдельный вид авиационной техники, и достигли своего золотого века в 1930—1940-е годы. С развитием реактивной авиации гидросамолёты были вытеснены в свою экологическую нишу в связи с более низкими экономическими показателями и ограничениями по скорости. Однако развитие авиационных технологий позволило КБ Бериева создать удачный реактивный гидросамолёт А-40 «Альбатрос» и его гражданскую модификацию Бе-200, сопоставимыми по своим характеристикам с сухопутными машинами. Это позволяет прогнозировать рост интереса к самолётам такого класса и расширение жизненного пространства гидросамолётов, особенно в районах планеты со слабо развитой инфраструктурой.

Гидросамолёт Ш-2

В Первую мировую войну Россия использовала гидроавианосец «Орлица» с эскадрильей летающих лодок М-5 и М-9, созданных конструктором Дмитрием Григоровичем.
М-5 имел скорость 128 км/ч, потолок высоты — четыре тысячи метров, продолжительность полёта — пять часов. М-5 не имел вооружения — гидросамолёт использовался для воздушной разведки, корректировки артиллерийского огня тяжёлой артиллерии с линейных кораблей.

В 1916 году на авиаматку «Орлица» поступили М-9, вооружённые пулемётом. Самолёт мог брать на борт и бомбы. Воздушный стрелок располагался с пулемётом в носовой части. В основной кабине лётчик пилотировал машину, а бортмеханик, сидя рядом с ним, сбрасывал бомбы. Их подвешивали под плоскостями (крыльями) на зажимах, соединённых с кабиной приводом-тросом.

Во время Гражданской войны в России гидросамолёты речного базирования активно использовались противоборствующими сторонами.

Во время второй мировой боевые гидросамолёты нередко вооружались торпедами.

Дополнительные сведения: Торпедоносец

До появления реактивной авиации крупные подводные лодки иногда оснащались небольшими складными гидросамолётами, обычно в разведывательных целях. Исключением являлся японский проект «Seiran», в рамках которого было построено несколько , несущих на борту несколько боевых гидросамолётов (в бой они так и не вступили в связи с окончанием Второй мировой войны).

К чему снился самолет Отправляемся в полет

Люди так привыкли к гигантским машинам, способным переносить нас на огромные расстояния, что воспринимают их не как чудо, а как самое естественное явление. Поэтому нет ничего удивительного, что лайнер влетает в ночное видение. Однако что он хочет этим сказать?

Машина, бороздящая воздушное пространство, символизирует действие. Ваша активность после такого сна станет первостепенной на некоторое время. Если вы просто видите летящий самолет, это подсказка. Вам необходимо стать решительнее, не ждать «милостей судьбы», а стремиться самостоятельно достигать поставленных целей. Вы слишком изнежены и нерешительны, если увидели самолет вдали.

Такой образ говорит о ваших способностях. Если вы сами хотите сесть за штурвал, значит, уже готовы к жизненным «взлетам»! Вам нужно сделать только один решительный шаг, и вся судьба переменится. Вы будете руководить не только своей жизнью, но и судьбами других людей. Если вы так и не сели за штурвал, значит, решительности не хватит и наяву. Может, это пока и хорошо. Иначе вы наделали бы ошибок.

К чему снился самолет на воде

Если лайнер приводнился, значит, впереди непростые времена. Вам придется принимать решение в очень неблагоприятных обстоятельствах. Возможно, просто не на кого будет опереться. Ничего страшного! Так вы наберетесь не только нужного опыта, но и приобретете уверенность в своих силах!

К чему снится много самолетов

Если над вами кружатся множество лайнеров или иных летательных аппаратов, значит, вы будете принимать участие в общей работе. Она будет напряженной и бурной. Вы сможете, правильно позиционировав себя, завоевать доверие коллег. Это благоприятный сон для деловых людей. А всем остальным подсказка – вы недооцениваете свои способности!

Читайте так же:  Airbus A320

К чему снился самолет в аэропорту

Если вы собираетесь в полет в своих ночных видениях, значит, вы человек деятельный. Вы способны отвечать за свои поступки и результаты работы. Бывает, что снится, что опаздываю на самолет, это обратный образ. Он говорит о том, что вы стараетесь спрятаться от ответственности. Созерцание со стороны – вот главное ваше занятие. Ничего дурного в этом нет, если вы не позволяете себе критиковать чужие труды. В ином случае задумайтесь, а тем ли вы заняты? Благополучно сесть в летательный

транспорт и отправиться в полет – к правильным решениям в реальности. Если вы летите в авиалайнере, и наблюдаете красивый пейзаж внизу, значит, вы инертны. Можно даже назвать человека лентяем. Пока вы только пользуетесь результатами чужого труда, а сами не хотите ничего делать. Это не очень хорошо. Помните, что со временем придется отдавать все, что вам пока дают безвозмездно! Бывает, что поездка в аэропорт и сам лайнер снятся только к тому, что вам в действительности скоро придется совершить перелет.

Если во сне вы увидели падающий лайнер, значит, вас ожидают неприятности. Скорее всего, вы попадете в поток негативных обстоятельств, выйти из которого будет непросто. Особенно нехорошо, если вы попали в катастрофу. Если просто наблюдали ее со стороны, это означает, что вы будете бороться с негативными обстоятельствами с переменным успехом.

Модификации

Название модели Краткие характеристики, отличия.
Бе-200  Противопожарный самолёт-амфибия, построен 1 экземпляр (первый полёт 24 сентября 1998 года).
Бе-200П  Самолёт-амфибия патрульный, с оборудованием для длительного нахождения самолёта в воздухе и наблюдения, с увеличенным экипажем до 9 человек, из них 2 лётчика.
Бе-200ПС  Патрульный поисково-спасательный самолёт-амфибия, дальнейшая модернизация Бе-200П, предназначенный для проведения поисково-спасательных операций на суше и на воде. Оснащён специальным поисковым и спасательным оборудованием. Экипаж состоит из 2 лётчиков, 2 наблюдателей, бортмеханика и 2 спасателей.
Бе-200ЧС (он же Be-200ES-E Многоцелевой самолёт-амфибия, строится серийно (первый полёт 27 августа 2002 года).
Бе-300 (проект)  Многоцелевой самолёт. Сухопутный вариант Бе-200.

Бе-200ЧС на .

Устройство Бе-200

Бе-200 построен по нормальной аэродинамической схеме. Это высокоплан со стреловидным крылом (угол передней кромки — 23°) и Т-образным хвостовым оперением. Корпус самолета выполнен из алюминиевых и титановых сплавов с повышенной устойчивостью к коррозии. Кроме того, в конструкции использованы и композитные материалы. Экипаж самолета — два человека.

Фюзеляж Бе-200 – это лодка большого удлинения. Бе-200ЧС имеет герметичный фюзеляж, баки для воды находятся под полом грузового отсека. Фюзеляж самолета делится водонепроницаемыми переборками на несколько отсеков.

В районе центроплана к фюзеляжу крепятся обтекатели, которые переходят в пилоны двигателей. В обтекателях также находятся гидро- и пневмосистемы самолета, в них убираются шасси.

Шасси самолета – трехстоечное, каждая стойка имеет по два колеса. Передняя стойка шасси – управляемая.

Силовая установка Бе-200 состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей 1Д-436ТП, каждый из которых развивает тягу 7500 кгс, а также вспомогательной силовой установки. Расположение двигателей и воздухозаборников препятствует попаданию в них воды во время взлета и посадки.

Бе-200 имеет восемь баков для воды, они находятся под полом грузового отсека. Каждый бак разделен продольной перегородкой на две секции. Все они оснащены собственными створками для сброса воды и дренажной трубой, соединенной с атмосферой.

В межбаковом пространстве расположена система забора воды при глиссировании. Самолет способен взять на борт до двенадцати тонн воды, ее забор в водяные баки при глиссировании занимает всего 12-14 секунд. Если очаг возгорания находится от источника воды на расстоянии не более десяти километров, то Бе-200 способен сбросить на него до 300 тонн воды на одной заправке. Подобными характеристиками не могут похвастать иностранные аналоги этого самолета.

Сброс воды можно осуществлять залпом или из каждого бака отдельно, что увеличивает эффективность работы Бе-200

Навигационный комплекс ARIA-200 может автоматически выводить самолет к точке предыдущего сброса воды, что очень важно для работы в условиях сильного задымления.

Гидросамолет оснащен и морским оборудованием. На Бе-200 установлен водный руль, устройства для буксировки самолета на воде, швартовочное и перегрузочное оборудование. Самолет-амфибия Бе-200 может принимать на борт плавсредства, плавучие контейнеры, на него можно устанавливать погрузочный тельфер и роликовые дорожки.

Модификации и вооружение

Имеются разнообразные модификации самолета-амфибии БЕ-200 «Альтаир», отличающиеся от оригинальной модели измененным функционалом.

Большая часть модификаций идет по военному ведомству, и их необходимо перечислить.

  1. БЕ-200П используется в пограничном патрулировании. От стандарта он отличается большим количеством следящего оборудования, позволяющего выявлять технику потенциального противника и нарушителей границ на больших расстояниях. Экипаж увеличен до девяти человек – помимо двух пилотов, на борту требуется присутствие операторов специального оборудования.
  2. БЕ-200ПС выпускается в больших количествах, чем предыдущая модификация, и применяется в поисково-спасательных операциях. Российская авиация планирует брать количество самолетов БЕ с завода-изготовителя, чтобы восполнить дефицит гидропланов до 2020 года.
  3. БЕ-200ЧС является модификацией, производимой преимущественно на экспорт. Один такой «Альтаир» был продан Азербайджану, еще четыре были заказаны Китайской Народной Республикой в 2016 году. По функциональности он практически не отличается от стандартной комплектации, но может быть переоборудован в патрульный или поисково-спасательный гидроплан.

По мнению экспертов оборонной промышленности, БЕ-200 ожидает большое будущее.

Многоцелевой, способный перемещаться и по суше, и по воздуху, и по воде, обладающий вполне пристойными ТТХ самолет – это именно то, чего хотят пилоты.

Учитывая интерес к данной разработке за рубежом, описанный агрегат вполне можно считать самолетом мирового класса.

Посадка Ту-124 на Неву

Этот случай произошел 21 августа 1963 года в небе над Ленинградом. Воздушное судно совершало перелет по маршруту «Таллин – Москва». На борту находились 52 человека: 45 пассажиров и 7 членов экипажа. Спустя некоторое время после вылета из аэропорта Таллина экипаж обнаружил, что заклинило опору шасси. После переговоров с диспетчерами было принято решение посадить самолет в ближайшем аэропорту, которым оказался «Пулково» в Ленинграде. Из-за проблем с шасси стало сразу ясно, что посадка будет аварийной и для того, чтобы избежать возгорания и взрыва, необходимо было выработать топливо. После часа кружения над Ленинградом, когда топлива оставалось уже немного, возникли проблемы с двигателем. Один за другим отказали оба двигателя, и единственным шансом спасти экипаж и самолет оказалась посадка на водную гладь Невы. Если бы в составе экипажа не было второго пилота Василия Григорьевича Чеченева, который имел опыт посадки воздушных судов на воду, то неизвестно, чем бы все закончилось. В считанные секунды капитан передал управление самолетом Чеченеву, который, благодаря своему опыту работы в морской авиации, сумел сбалансировать положение самолета для посадки на воду. Самолет благополучно приводнился на Неве напротив Александро-Невской Лавры, где его уже ждали спасатели и службы эвакуации. Все пассажиры и члены экипажа остались живы.

Основные тенденции развития гидроавиации

В процессе развития гидроавиации только в нашей стране было создано ок. 100 летательных аппаратов, способных использовать в качестве аэродрома водную поверхность. Естественно, практически невозможно удовлетворить все требования мореходности, не проигрывая при этом в аэродинамических и лётных характеристиках, поэтому принимаются компромиссные решения вопросов аэродинамики и мореходности. Перечисленные выше некоторые аспекты обеспечения мореходности увеличивают сложность и количество проблем, решаемых проектировщиками при создании гидросамолёта.  

По состоянию на 2016 мировой парк самолётов-амфибий насчитывает порядка 2000 единиц. При этом бóльшую его часть составляют лёгкие самолёты со взлётной массой до 2,5 т – преимущественно модификации различных сухопутных машин. Доля тяжёлых амфибий невелика. Помимо отечественных Бе-200, они представлены канадскими самолётами-амфибиями CL-215 и CL-415, японскими US-1A и US-1A (US-2), а также китайскими гидросамолётами SH-5.

Читайте так же:  Чем Боинг отличается от Аэробуса, что лучше и надежнее

CL-215 представляет собой двухмоторный поршневой самолёт, предназначенный для работы на низкой скорости при тушении лесных пожаров. Самолёт может взлетать с коротких, грунтовых взлётно-посадочных полос. Кроме основного противопожарного CL-215A, используется также поисково-спасательный вариант CL-215B (для применения этого самолёта в качестве транспортного, санитарного, пассажирского). Первый полёт CL-215 с обычной взлётно-посадочной полосы состоялся 23.10.1967, а с воды он впервые взлетел 2.5.1968. CL-415 (Бомбардье 415, англ. Bombardier 415) турбовинтовой (двигатель Pratt & Whitney Canada PW123AF мощностью по 2380 л.с.) двухмоторный противопожарный самолёт-амфибия, разработанный компанией «Canadair» (первый полёт совершил 6.12.1993). В конструкции лопастей применены композиционные материалы. Производится канадской компанией «Bombardier». Может быть использован для выполнения поисково-спасательных операций, доставки групп спасателей и специального оборудования в районы бедствия. Самолёт способен взлетать как с земли, так и с водной поверхности. Бомбардье́ 415 успешно используются в странах, где леса расположены на холмах близ морского побережья или крупных водоёмов. Помимо баков для воды на самолёте установлены баки для концентрированной противопожарной пены, а также система смешивания воды и пены. Противопожарный самолёт может быть переоборудован в транспортный. Даже в противопожарном варианте Бомбардье 415 способен перевозить до 8 пассажиров, а после переоборудования его пассажировместимость может возрасти до 30 чел. Наиболее многочисленными из находящихся сегодня в эксплуатации крупных Г. являются канадские амфибии семейства CL-215/ CL-415. На протяжении 40 лет было построено почти 200 таких машин. На основе пожарного самолёта компанией «Bombardier» разработан многоцелевой самолёт-амфибия модели 415MP, предназначенный для использования в качестве поисково-спасательного и патрульного.

Самолёт-амфибия ShinMaywa US-2 Морских сил самообороны Японии – большая противолодочная четырёхдвигательная турбовинтовая летающая лодка. Построен на базе US-1 Kai (первый полёт в апреле 2004). US-2 является единственным в мире Г., способным совершать взлёт и посадку при волнении моря в 5 баллов, при взлётной дистанции – 280 метров.

Китайский многоцелевой самолёт-амфибия Harbin SH-5 создан для замены советского гидросамолёта Бе-6. Оснащён четырьмя турбовинтовыми двигателями мощностью по 3150 л.с. (ок. 2330 кВт) каждый. Экипаж состоит из 8 чел. В передней части лодки расположены 3 грузовых отсека. Среднюю часть занимает помещение для операторов поискового оборудования, за которым расположены отсеки радиосвязной, поисковой и прочей электронной аппаратуры. Все отсеки соединяются сквозным коридором с водонепроницаемыми дверями в переборках между помещениями. Предназначен для патрульных и поисковых операций в открытом море, поиска подводных лодок, постановки минных заграждений, радиотехнической и фоторазведки, грузоперевозок и десантирования (первый полёт в 1976, поступил на вооружение в 1986).

Разновидности

Поплавковый гидросамолёт de Havilland Turbo Otter

Самолёт-амфибия Бе-12

В зависимости от конструктивного исполнения различают следующие типы гидросамолётов:

  • Летающая лодка — самолёт, нижняя часть фюзеляжа которого выполнена в виде лодки, приспособленной для быстрого перемещения по поверхности воды. Пример: Хьюз Геркулес.
  • Поплавковый гидросамолёт — обычный или специально построенный самолёт, на котором закреплены один, два или больше поплавков для стоянки и передвижения по поверхности воды.
  • Амфибия — самолёт любого из двух выше перечисленных типов, на котором установлено сухопутное шасси для посадки на твёрдую поверхность, или имеющий шасси, способное удерживать самолёт на любой поверхности, например воздушная подушка.
  • Гидросамолёт на подводных крыльях ().

Тактико-технические характеристики

Одним из самых интересных моментов для искушенного ценителя станет полное описание технических характеристик амфибии БЕ-200 «Альтаир». Цифры расскажут о производительности отечественного реактивного гидроплана значительно суше и конкретнее, чем слова.

Основные тактико-технические характеристики – это габаритные размеры и измеряемые возможности самолета. БЕ-200 имеет достаточно компактные размеры – при длине корпуса 32 метра он имеет высоту менее 9 метров. Подъемная площадь крыла – практически 117.5 квадратных метров. Максимальный взлетный вес варьируется: для взлета с суши он составляет 42 тонны, для взлета с воды – на одну тонну больше, при весе БЕ-200 без груза, равном 25 тоннам.

Экипаж 2 чел
Двигатель 2 х Д-436ТП
Тяга 7500 кгс
Пассажировместимость 65 чел
Масса пустого 28 000 кг
Полезной нагрузки 6000 кг
Крейсерская скорость 610—710 км/ч
Дальность полета 3600 км

Главной особенностью БЕ-200 являются летные ТТХ, весьма внушительные для амфибии. Самолет может быть использован для взлета с водной поверхности при высоте волны не более 1.2 метра, для перелетов до 3600 километров без дозаправки на высоте не более 8 километров над уровнем моря. Крейсерская скорость гидроплана составляет 700 км/ч при общей мощности двигателей 15000 кгс

Для взлета с воды необходим разбег не менее одного километра (до достижения взлетной скорости 220 км/ч), для суши длина разбега составляет 700 метров.

До полной остановки самолету после посадки на сушу требуется один километр взлетной полосы, при посадке на воду – примерно 1.3 километра.

Также он может взять 12 тонн воды – берет он их в полете над водой на скорости, близкой к скорости приземления (180-200 км/ч), при предварительном открытии баков для наполнения.

Управление и навигация гидропланом в воздушном пространстве осуществляется посредством комплекта аппаратуры ARIA-200M, обеспечивающего высокую точность отображения всей полетной информации. Благодаря этому для управления самолетом требуется экипаж всего из двух человек.

Эксплуатация и применение

Пассажирские гидросамолёты в Ванкувере

После широкого распространения гидросамолётов (в первую очередь — крупных летающих лодок) на регулярных дальних линиях в 1930—1940-х годах они были вытеснены с этих маршрутов самолётами наземного базирования — сначала винтовыми, а затем и реактивными. Причиной тому стало несколько факторов: появление новых самолётов большой дальности, послевоенное развитие мировой аэродромной сети, а вскоре — и выход на дальние авиалинии реактивных пассажирских машин, радикально превосходящих летающие лодки по скорости и высоте полёта. Гидросамолёты заняли свою нишу в авиации общего назначения и продолжают широко эксплуатироваться на местных авиалиниях — в первую очередь в труднодоступных местах, где строительство аэродромов невозможно или нецелесообразно, но при этом имеются водоёмы, пригодные для эксплуатации гидросамолётов. К таким местностям относятся, в частности, северные территории ряда стран — Канады и США (Аляска), расположенные в тайге и тундре, где весьма велико число рек и озёр; островные государства (Мальдивы, Сейшелы и пр.), где постройка аэродромов на небольших островах невозможна, и т. д. По этой причине на современном рынке представлено большое число моделей гидросамолётов: абсолютное большинство из них — поплавковые модификации сухопутных моделей.

Амфибия на поплавковом шасси —

Лётная эксплуатация гидросамолётов (и амфибий) имеет ряд характерных особенностей (в навыках пилотирования, выполнения взлёта и посадки на воду, руления по водной поверхности) и требует необходимой квалификации лётчика. Гидросамолёты выделены в отдельную категорию пилотского свидетельства. Таким же образом отдельно выделены летающие лодки и поплавковые гидросамолёты (что вызвано различиями в эксплуатации — летающие лодки более устойчивы на воде и могут эксплуатироваться при большем волнении, а для поплавковых гидросамолётов эксплуатация даже при среднем волнении небезопасна и может быть запрещена).

Техническая эксплуатация гидросамолётов (и в особенности амфибий) также значительно сложнее и дороже, особенно на морских гидроаэродромах, так как требует постоянных мер по защите самолётов от коррозии, тщательной помывки и выполнения перечня обязательных операций после каждой посадки на море. Аэродромы для амфибий требуют сугубо морского оборудования типа швартовочных бочек, катеров для буксировки самолётов и перевозки людей и т. д., должны быть оборудованы съездами с суши на море, транспортировочным оборудованием для вытягивания самолёта на берег. В результате эксплуатация гидросамолёта часто обходится дороже, чем обыкновенного «сухопутного» при значительно большем техническом ресурсе последнего.

Читайте так же:  Модификации и технические характеристики Ту-154

Примечания

  1. Валерий Ярмоленко. [www.rian.ru/defense_safety/20100328/216864762.html Российский самолёт-амфибия сорвал аплодисменты на авиасалоне в Чили]. РИА Новости (28 марта 2010). Проверено 13 августа 2010. [www.webcitation.org/65Yvs6WUH Архивировано из первоисточника 19 февраля 2012].
  2. [www.aviaport.ru/digest/2008/09/08/156898.html Начинается серийный выпуск самолёта-амфибии Бе-200 в Таганроге]
  3. [rpg7.org/aircraft_news/24-be-200-taganrogskoj-sborki-budet-usovershenstvovan.html Бе-200 таганрогской сборки будет усовершенствован // Новости ВПК, Министерства Обороны, Вооружённых Сил России]
  4. [www.easa.eu.int/certification/type-certificates/docs/aircrafts/EASA-TCDS-A.114_(IM)_Beriev_BE—200ES—E_(restricted)-03-17112010.pdf EASA RESTRICTED TYPE-CERTIFICATE for Beriev Be-200ES-E]
  5. [www.aviaport.ru/news/2005/09/28/95467.html Устанавливать на Бе-200 авиадвигатели Rolls-Royce нецелесообразно // АвиаПорт. Новости]
  6. [pda.avia.ru/news/?id=1209975644 Самолёт-амфибия Бе-200ЧС передан первому зарубежному заказчику — МЧС Азербайджана]
  7. [www.antaranews.com/berita/526563/pemerintah-anggarkan-pembelian-empat-pesawat-rusia-beriev Pemerintah anggarkan pembelian empat pesawat Rusia Beriev]
  8. 1 2 [www.aviaport.ru/news/2009/01/13/164566.html МЧС РФ должно получить ещё один Бе-200ЧС в третьем квартале 2009 года]
  9. [www.aviaport.ru/news/2009/01/14/164672.html Опытные Бе-200 планируется использовать в целях дальнейшего продвижения самолёта на рынок]
  10. [www.lenta.ru/news/2012/04/16/ruslan/ МЧС заказало два транспортника «Руслан»]
  11. [www.aviaport.ru/news/2009/01/13/164564.html Министерства согласовали финансирование постройки ещё восьми Бе-200 для МЧС РФ]
  12. [lenta.ru/news/2013/05/24/be200/ Минобороны купило шесть самолётов-амфибий]

Действия пилотов при посадке на воду

Для того чтобы максимально безопасно посадить самолет на воду, экипаж должен работать слаженно и незамедлительно выполнять все приказы командира. Последовательность действий при этом следующая:

  1. Шасси и закрылки убрать, в остальном действовать как при обычной посадке;
  2. Все двигатели перевести на малые обороты;
  3. При достижении высоты 2 м корпус самолета должен быть выровненным, а нос – немного приподнятым в момент соприкосновения с водной поверхностью;
  4. Полет до нужного места продолжается с превышением критического уровня скорости на 20 км/ч;
  5. При подлете к выбранному месту приводнения нужно сбросить газ и поднять лобовую часть таким образом, чтобы не снизить скорость до критической;
  6. После касания воды нос нужно опустить, чтобы площадь соприкосновения с водной поверхностью была максимальной, это облегчит торможение;
  7. Регулирование положения лайнера осуществляется пилотом в ручном режиме, с помощью руля высоты;
  8. После окончательного торможения экипаж должен приступить к эвакуации пассажиров.

Посадка в ночное время

В случае если аварийная посадка терпящего крушение самолета на воду происходит в ночное время, нужно по достижении высоты около 150 м зажечь фары и внимательно следить за тем, чтобы правильно поймать момент, когда нужно выровнять авиалайнер перед соприкосновением с водой в целях предотвращения удара о поверхность воды или критического снижения скорости.

Важно! Если посадка осуществляется в условиях облачности или тумана, то освещение не включают. . При ясной погоде приводнение проводят по направлению к луне, это даст наиболее правильную ориентировку и оценку ситуации, скорость и направление ветра, степень неспокойности моря

При ясной погоде приводнение проводят по направлению к луне, это даст наиболее правильную ориентировку и оценку ситуации, скорость и направление ветра, степень неспокойности моря.

Важно! Следует помнить, что в такой ситуации морская поверхность кажется менее бурной, чем в реальности.

Историческая справка

В истории количество случаев удачных приводнений самолётов насчитывается больше десятка. Во времена СССР произошел один из самых ярких случаев, когда на водную поверхность Невы в экстремальных условиях приводнился советский авиалайнер ТУ-124. Благодаря мастерству командира корабля В.Я. Мостового и высокому профессионализму экипажа, обошлось без жертв, хотя посадка осуществлялась при неубранном шасси, что при экстренной посадке на воду может привести к непоправимым последствиям. Синяками и царапинами отделались 44 пассажира и члены экипажа.

Аварийная посадка на Неве 1963 г.

Еще одним интересным и трагическим случаем из истории посадки самолетов на воду можно назвать эпизод с захватом террористами самолета авиакомпании Ethiopian Airlines, произошедший 23 ноября 1996 г. Террористы заставили экипаж направиться в сторону Австралии, но в районе Коморских островов закончилось авиатопливо, и экипаж предпринял попытку посадить самолет на море. Все происходило в спокойную погоду, недалеко от пляжа, глубина моря не превышала полкилометра. Но при маневре самолет зацепился за воду крылом, упал и развалился на части. Из 175 человек погибли 125, в их числе оказались преступники, захватившие авиалайнер.

Комичный случай произошел в 2009 г., когда из-за попавших в двигатели во время взлета гусей, авиалайнер компании US Airways со 150 пассажирами на борту приводнился на Гудзоне. Самолет сел благополучно, только 5 человек получили травмы различной тяжести, тяжелые травмы получила одна из стюардесс.

Конструкция

Бе-200 Бе-200 это моноплан, со стреловидным крылом и Т-образным хвостовым оперением, лодка с переменной поперечной килеватостью. Длина в 32,05 метра при размахе крыльев в 32,78 метра, при взлётной массе в 40 тонн с воды и 42 тонны с суши. Силовая установка в виде 2 турбореактивных двухконтурных Д-436ТП (ОАО «Мотор Сич») двигателей, создающие взлётную тягу 15 300 кг. Что бы вода ни попала в двигатели, они установлены над корневой частью крыла. Крейсерская скорость равна 610—710 км/ч. За пилотирование отвечает оборудование АRIА-200М, комплекс бортовой радиоэлектроники. Самолет готов совершать полеты в любых метеоусловиях. Благодаря наличию современной технической части, управляет Бе-200 экипаж в составе всего двух пилотов. Допустимая высота волны для взлёта и посадки при волнении в 3 балла, глубина водоёма минимум 2,5 метра. Особенность «200-ки» герметичный фюзеляж, который даёт возможность транспортировать пассажиров, проводить охрану водных поверхностей и для тушения пожаров.

У Бе-200 под полом грузовой кабины находится 8 баков для воды или противопожарной смеси. Они также используются для перевозки людей (пожарной или спасательной команды), спецгрузов при небольшой модификации. При глиссировании самолет летит «над» водой и водозаборные устройства набирают воду, все баки (водоизмещение 12 тонн) наполняются за 14 секунд. Для каждого бака есть своя створка, что позволяет оптимально расходовать воду при пожаре. Эксплуатация в настоящее время Бе-200 Пожары угрожают всеми миру, но в практически все пожарные самолеты предназначены для взлета с суши. Это означает, что на аэродромах постоянно нужно держать огромное количество запасов воды. Но как быть, если пожар далеко расположен от оборудованного аэродрома? Именно для таких случаев и создан Бе-200, универсальный самолет-амфибия. Если до пожара примерно 10 км от водоёма, «200-ка» за одну заправку топливом доставит и сбросит не менее 295 тонн воды.

Производство

Разработка самолета-амфибии БЕ-200 началась еще в середине 90-х. Однако всерьез этой машиной занялись лишь в 1992 году. При создании самолета учитывались западные стандарты, что облегчило в дальнейшем сертификацию аппарата в Америке и Европе.

Первый прототип собрали на мощностях Иркутского авиастроительного завода. В 1998 году он совершил свой первый перелет в Таганрог для дальнейших испытаний. Спустя год в Иркутске был запущен серийный выпуск самолета. С тех пор модель формально стала называться БЕ-200ЧС. В 2003 году российское МЧС заказало семь самолетов БЕ-200. В том же году заказ был выполнен.

В 2008 году производство гидросамолета было перемещено в Таганрог. Через два года БЕ-200 был сертифицирован в Европе. В 2011 году, с учетом опыта первых лет эксплуатации машины, была проведена ее модернизация. Изменения коснулись в первую очередь оборудования кабины пилотов. Самолет оснастили навигационно-пилотажным комплексом ARIA-200, который позволяет двум пилотам не только управлять самолетом, но и осуществлять забор воды и тушение пожара.

С 2003 года самолет-амфибия активно использовался для борьбы с лесными пожарами не только в России, но и за границей. Работы у этой машины всегда было много. В 2015 году она привлекалась для поиска обломков пассажирского самолета Airbus A320-216, потерпевшего крушение в Яванском море. В этом же году БЕ-200 поучаствовал в поисково-спасательных работах МЧС в Охотском море, на месте гибели рыболовного судна «Дальний Восток».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: