Посадка самолёта


Первоначальные действия

Первым делом, пройдите в кабину пилота, где нужно занять место капитана. Его можно сразу узнать, возле него размещено много элементов, предназначенных для контроля. Оно обычно слева и вам будет удобнее получить доступ ко многим функциям самолета. Размещайтесь в кресло штурмана, пристегнув ремень безопасности или плечевой, при его присутствии.

На многих моделях также имеется парное управление и это облегчает посадку и управление, находясь на любом из мест. Не нужно самостоятельно дотрагиваться к панели управления.

Усвойте урок, что в такой сложной машине нет лишних и нефункциональных кнопок, и нажатие какой-либо из них может привести к плохому или непредсказуемому результату. Нужно убедиться, что части тела сотрудника, который потерял сознание, не опирались на детали управления, а также не перекрывали кнопок. А вдруг, если вы при посадке на кресло случайно коснулись или переместили рычаг, и это привело к отключению автопилота, то данный режим потребуется включить нажатием нужной клавиши.

Аварийная посадка самолета

Бывают ситуации, когда самолет терпит бедствие и вынужден делать аварийную посадку, чтобы избежать катастрофы. Надо быть готовым к этому и перед полетом внимательно слушать, что говорит бортпроводник, когда показывает, как надевать спасательный жилет или кислородную маску.

Как вести себя при аварийной посадке

При выборе места надо быть как можно ближе к аварийному выходу, не менее чем за пять рядов. И следует знать, как себя вести в различных аварийных ситуациях.

  1. При разгерметизации воздушного судна, когда воздушные потоки устремляются в салон, первым делом необходимо надеть маску, а затем помогать окружающим. В ином случае может наступить кислородное голодание и потеря сознания. Тогда уж точно помощи никому не окажешь. И обязательно пристегнуть ремень к креслу.
  2. Во время пожара в салоне, который нередко возникает при аварийной посадке, происходит задымление. Надо накинуть на себя плед, прижать к носу платок, смоченный в воде и на четвереньках пробираться к аварийному люку.
  3. При посадке на ходу надо надеть надувной жилет и следовать к аварийному выходу. Самолет сохраняет плавучесть, а выход осуществляется с помощью специальных надувных трапов. В салоне также есть надувные плоты, которые спускаются на воду.

Как происходит посадка

Для обычного пассажира полезно знать, как управляется это транспортное средство. Основным устройством вождения является штурвал. С помощью его можно произвести следующие действия:

  1. Если нужно поднять нос машины вверх, его тянут на себя.
  2. Когда действие имеет обратный ход, нос опускается. Именно это движение штурвалом важно при посадке самолета.
  3. Если повернуть устройство управления влево или вправо, соответственно, самолет накренится в соответствующую сторону.
  4. При нажатии на педали будет происходить поворот в одну или другую сторону. Это происходит благодаря тому, что изменяется положение закрылков.
  5. Педали как раз активно используются во время приземления, а также на взлете.

За скорость самолета при посадке и взлете, которая составляет около 250 километров в час, отвечают рычаги управления, с помощью которых регулируют параметры двигателей, направляя их в нужное русло.

В управлении воздушным транспортом в качестве основного используется именно штурвал.

Но вот в некоторых моделях Airbus (320, 321) штурвал заменяет специальный рычаг, расположенный с правой стороны кресла основного пилота и второго пилота. Такая схема позволяет более продуктивно и быстро использовать возможности по управлению машиной.

Помимо основных рычагов управления, в кабине летчиков также расположены очень важные для полета приборы:

  • Дисплей навигации.
  • Главный пилотажный прибор.
  • Управление автопилотом.
  • Управление траекторией движения самолета (глиссада).

Даже если возникают ситуации, когда, как говорится, страшно становится, эти устройства помогают разобраться и принять верное решение. Они именно и способствуют тому, чтобы даже в необычных ситуациях можно было оперативно найти выход.

Самолёт без носа 2017 г.

Самолёт, направлявшийся из Стамбула в кипрский Эрджан, столкнулся с сильным ветром и градом. На 1,5-километровой высоте у него снесло носовую часть и стекло пилотской кабины. В результате лётчики полностью лишились возможности смотреть вперёд, а в аэропорту все с отчаянием ожидали неминуемого. Первый пилот – украинский лётчик Акопов решил возвращаться. При посадке он слегка накренил борт, чтобы ему было видно через боковое стекло полосу. Также чётко сработали диспетчеры аэропорта и другие члены экипажа самолёта, в результате судно с 121 пассажиром и 6 членами экипажа удачно приземлилось.

Большинство людей стремится получить место в самолёте возле иллюминатора, чтобы насладиться открывающимися внизу видами, в том числе видами взлёта и п…

Приземление самолета

Современные авиалайнеры максимально автоматизированы и на автопилоте могут преодолеть весь маршрут. Но все же без пилота в кабине не обойтись, особенно при выполнении такого сложного маневра, как посадка.

А это зависит от длины пробега самолета при посадке. Поэтому самые маленькие ВПП могут быть до 500 м, на них садятся небольшие самолеты. А самая протяженная — 5500 м (например, в аэропорту Жуковский).

Зона посадки самолетов — взлетно-посадочная полоса (ВПП), должна быть рассчитана по своей длине на то, чтобы лайнер завершил движение по ней.

Сама посадка длится до 10 секунд и начинается с высоты 400 м. На этом этапе выпускаются шасси. На высоте 60 м можно еще принять решение о прекращении посадки и снова начать набор высоты. Но после прохождения этой отметки возможна только посадка.

Далее происходит следующее:

  • С 25 м начинается планирование.
  • На высоте 10 м планирование переходит к выравниванию, затем к выдерживанию, когда скорость падает.
  • Небольшой промежуток времени занимает парашютирование самолета, и он, наконец, касается всеми тремя своими точками посадочной полосы.
  • Далее, следует пробег по полосе, который может занять несколько секунд. При сильном ветре, особенно таком, что дует с боковой стороны, опытные пилоты сначала касаются поверхности земли одним колесом. А уж потом происходит полная сцепка с ВПП.

Возможно устроить посадку и с помощью автопилота, но для этого нужно точно настроить аппаратуру и согласовать действия с наземными службами, которые будут контролировать движения самолета. Поэтому большинство пилотов предпочитает ручное управление при посадке.

Посадка на воду

При посадке на воду успешность зависит от мастерства экипажа, в частности капитана корабля. Капитан должен учитывать не только тип водоема, на который он сажает самолет, но и состояние воды в данный момент. Кроме этого пилоту необходимо знать особенности своего самолета, потому что это может очень повлиять на посадку самолета на воду. Если не убрать шасси, то самолет ждут большие перегрузки, и он может перевернуться. Такие часть самолета, как крылья, хвост и носовая часть, тоже своей формой влияют на посадку самолета на воду.

Тяжелый самолет посадить на воду легче, чем легкий. Б будет лучше, если поверхность воды будет спокойной. Посадка может производиться перпендикулярно или параллельно линии гребня зыби. Тем не менее, при спокойной воде пилоту будет сложнее определить расстояние до воды.

Читайте так же:  Направление Пхукет-Краби

О чем компании не скажут

Есть несколько правил, о которых вам не скажет компания, но знать их стоит. Каждая компания входит в какую-то группу, и иногда пользование самолетами одной группы (или просто компании) поможет сэкономить на билетах — программу лояльности ценят все авиаперевозчики. Отправляясь в полет, стоит проверить отзывы о компании и то, как она проводит эту программу.

Всегда рекомендуется иметь при себе сосательные конфеты. Взлет и посадка самолета связаны с быстрым набором или потерей высоты, и хотя сейчас существуют системы, позволяющие компенсировать изменение давления за бортом, у пассажиров может отмечаться заложенность в ушах и другие не очень приятные ощущения. Если вы путешествуете с маленьким ребенком — рекомендуется захватить ему книжку-раскраску.

Если вы летите впервые, стоит вспомнить о туалете. Им можно пользоваться на стоянках или в полете. Но когда начинается посадка самолета — стюардесса обязана его закрыть.

О том, как будете добираться от аэропорта до места проживания, тоже стоит поинтересоваться заранее. Служащие компании об этом знают, но в 9 из 10 случаев вам подскажут самый «дорогой» способ. Если же вы летите в туристическую поездку, задайте этот вопрос агенту. Доставка до места проживания часто включается в стоимость путевки.

править Управление самолетом

Войдя в кабину пилота, по возможности займите кресло, расположенное слева. Обычно это кресло капитана воздушного судна, и с этого места доступ к некоторым функциям, которые нам будут нужны для посадки самолета, гораздо удобнее. Итак, как только расположились в кресле капитана, сделайте глубокий вдох и посмотрите, не клюет ли самолет носом (видно больше земли, чем неба), не задран ли нос сильно вверх, не поворачивает ли воздушное судно и т. д. Если все в порядке и самолет летит прямо, тогда ничего не трогайте, включен автопилот. Если же есть явное отклонение, хватайтесь за штурвал, чтобы выровнять самолет. Но не надо никаких резких движений, все делайте плавно. Управление такое же, как на симуляторах в приставочных играх — штурвал от себя, чтобы самолет опускался вниз, штурвал на себя, чтобы самолет набрал высоту. Или лево/право, соответственно для поворота левее или правее. Если вы летите в облаках и нет никакой возможности ориентироваться в пространстве, тогда используйте указатель пространственного положения, или по-другому — авиагоризонт. Этот прибор показывает положение самолета относительно земли и неба. Фигурка в центре в виде буквы «W» обозначает крылья самолета, коричневым цветом обозначают землю, а синим цветом обозначают небо. Так, если вы видите половину коричневого, половину синего — значит, вы летите прямо (по линии горизонта). Если показания прибора другие, значит, необходимо выровнять самолет с помощью руля управления, то есть штурвала. И старайтесь избегать башен торговых центров, они могут помешать удачному приземлению самолета. Подать сигнал бедствия

После того как вы взяли самолет под свой контроль, следующим шагом, который надо сделать — связаться с авиадиспетчерской службой, чтобы объяснить ситуацию и попросить помощи. Большинство самолетов имеют кнопку переключения связи с диспетчерской прямо на штурвале, там, где обычно располагается большой палец. Но загвоздка в том, что кнопка отключения автопилота находится там же — на штурвале. Без определенных знаний расположения органов управления самолетом определенной марки лучше на штурвале ничего не трогать. Более безопасная альтернатива — использовать переносное радио, которое располагается слева от сидения пилота чуть ниже окна. Пользоваться им просто — нажать кнопку, чтобы говорить, и отпустить, чтобы слушать. Попробуйте сделать радиозапрос на настроенной на радио частоте. Нажмите кнопку и скажите «SOS» или «Mayday», назовите себя и объясните, что случилось. Не волнуйтесь о радиоэтикете, все-таки на борту чрезвычайная ситуация. Если летите над иностранным государством, используйте английский язык, все диспетчеры им владеют. Сообщите диспетчеру, что пилотам кирдык и вы не знаете, как управлять самолетом. Чтобы услышать ответ, не забудьте отжать кнопку. Если вдруг ответа на настроенной частоте нет, перенастройте приемник на частоту УКВ (VHF) 121,5 Мгц — эта частота постоянно мониторится спасательными службами. Панель настройки частоты обычно располагается на панели приборов между креслами капитана и второго пилота, она может быть прямо напротив места капитана.

Строго следуйте инструкциям. По тем данным, которые вы сообщите, диспетчеры узнают модель самолета и точное расположение все систем и рычагов, чтобы помочь вам посадить крылатую махину. Если вы точно будете следовать всем указаниям, посадка будет, конечно, не самой мягкой, но благополучной.

Неисправное шасси 2016 г.

В Казахстане, в международном аэропорте столицы страны Астаны аварийную посадку смог благополучно совершить самолёт Foker-100 без передних шасси. При этом никто из пассажиров и членов экипажа общим числом 121 человек не пострадал. Причиной аварийной ситуации стала неисправность в механизме передних шасси

Командиру самолёта пришлось сажать его без этого довольно важного при посадке элемента. Передняя стойка вышла из люка не полностью, поэтому при посадке полагаться на неё нельзя было вовсе

Очевидцы взахлёб рассказывали, как самолёт после касания земли клюнул землю носом и потом ещё сотни метров скрежетал по бетону полосы. От сильного трения от него валили искры и чёрный дым. К счастью, самолёт при этом не загорелся. Удивительно, что после этой посадки повреждения корпуса самолёта оказались минимальными. 

Скорость полета

Скорость при посадке самолета и при взлете сильно отличается от скорости, с которой движется самолет на высоте 10 км. Чаще всего самолеты летают на скорости, которая составляет 80% от максимальной. Так максимальная скорость популярного Airbus A380 составляет 1020 км/час. Фактически полет на крейсерской скорости составляет 850-900 км/час. Популярный «Боинг 747» может лететь со скоростью 988 км/час, но фактически его скорость составляет тоже 850-900 км/час. Как видите, скорость полета кардинально отличается от скорости при посадке самолета.

Отметим, что сегодня компания Boeing разрабатывает лайнер, который сможет набирать скорость полета на больших высотах до 5000 километров в час.

Посадка на трассу

Чтобы посадить самолет на автотрассу, пилоту необходимо согласовать это с диспетчером. Диспетчер связывается с местной полицией, а полиция в свою очередь должна позаботиться о том, что бы шоссе стало пустым. Все это должно происходить очень быстро и оперативно. Если у самолета серьезные неполадки, такие как отказ двигателей или нехватка топлива до ближайшего аэропорта, у экипажа просто нет времени ждать, пока трасса освободится. Хотя были случаи, когда самолет сажался и на трассу с автомобилями, и на запасную трассу.

  • 4 октября 2013-го в Сан-Хосе удалось посадить самолет на участок трассы, который был срочно освобожден. Необходимость в посадке была вызвана поломкой двигателя.
  • 20 августа 2012-го легкий самолет приземлился в Латвии на шоссе, чем вызвал пробку длинной в несколько километров.
  • 5 апреля 2010-го в Австралии самолет приземлился на запасную незагруженную полосу. Все выжили, но самолету серьезно досталось.
  • 25 августа 2009-го у самолета «Сессна» в Калифорнии из-за нехватки топлива просто остановился двигатель. Самолет был экстренно посажен на трассу, один автомобиль пострадал.
Читайте так же:  Авиакомпания Алроса Alrosa Airlines

Как осуществляется взлет

Аэродинамика любого лайнера обеспечивается конфигурацией крыла или крыльев. Эта конфигурация практически для всех самолетов одинакова за исключением мелких деталей. Нижняя часть крыла всегда плоская, верхняя – выпуклая. Причем, от этого не зависит.

Воздух, который при наборе скорости проходит под крылом, не меняет своих свойств. Однако воздух, который в то же время проходит через верхнюю часть крыла, сужается. Следовательно, через верхнюю часть проходит меньший объем воздуха. Это приводит к возникновению разницы давления под и над крыльями самолета. В результате давление над крылом понижается, под крылом – повышается. И именно благодаря разнице давлений образуется подъемная сила, которая толкает крыло вверх, а вместе с крылом и сам самолет. В тот момент, когда подъемная сила превышает вес лайнера, самолет отрывается от земли. Это происходит с увеличением скорости движения лайнера (при росте скорости растет и подъемная сила). Также у пилота есть возможность управлять закрылками на крыле. Если опустить закрылки, подъемная сила под крылом меняет вектор, и самолет резко набирает высоту.

Интересно то, что ровный горизонтальный полет лайнера будет обеспечен в том случае, если подъемная сила будет равна весу самолета.

Итак, подъемная сила определяет, при какой скорости самолет оторвется от земли и начнет полет. Также играет роль вес лайнера, его аэродинамические характеристики, сила тяги двигателей.

Важные советы

Важнее всего понимать, что корректировка совершается не спеша и с ожиданием изменений. Старайтесь соблюдать следующие правила:

  • Держите себя в руках.
  • Необходимые действия со штурвалом должны производите осторожно и не торопясь.
  • До взлета попросите персонал предоставить информацию, где находятся основные элементы управления.
  • Сделайте распечатку этой инструкции, стараясь брать ее с собой при полете на отдых.

Предостережения:

Основными способами для успешной посадки является опускание шасси. Ручка управления, которая расположена обычно над коленом пилота.

https://youtube.com/watch?v=AtX-fbkjOeA%3Fenablejsapi%3D1%26autoplay%3D0%26cc_load_policy%3D0%26iv_load_policy%3D1%26loop%3D0%26modestbranding%3D0%26rel%3D1%26showinfo%3D1%26fs%3D1%26theme%3Ddark%26color%3Dred%26autohide%3D2%26controls%3D2%26playsinline%3D0%26

Обращение за помощью и посадка

Первым делом потребуется обратиться за помощью. Связь с работниками авиавышки есть на панели управления, там, где штурвал. И лучше его не использовать. При помощи радиопередачи, которое расположено в левой части от кресла пилота есть ручной микрофон. Берите микрофон или гарнитуру, которая принадлежит пилоту. В использовании она простая. Нажимайте клавишу, чтобы рассказывать о сложившейся ситуации, что пилот в данный момент без сознания. И отпускайте, чтобы слышать ответ.

Оператор окажет содействие в управлении и посадке, слушайте внимательно.

Постарайтесь обратиться к диспетчеру на той частоте, на которой настроены в данный момент, а если нет возможности, то настройте приемник на частоту 121,5 МГц. Она используется спасательными службами. Когда связи нет, можно воспользоваться транспондером, набрав комбинацию 7700. Если летите в облаках и ничего не видите, воспользуйтесь указателем пространственного положения.

Пролетая над зарубежным государством, обращайтесь на международном языке, ведь оператор должен его понимать и говорить. Диспетчера, которые связались с вами, уточнят, включена ли система автоматического контроля. И они подскажут, как посадить самолет на автопилоте и поддерживать параметры для комфортного полета. Используйте позывной воздушного судна, при разговоре, он должен располагаться на панели. Он должен начинаться с буквы «Н» на английском языке. При плохой связи говорите какое-нибудь существительное на эту букву, например, норка.

Поддерживайте скорость, которая наиболее безопасная. Смотрите на прибор и следите за ним, который располагается в верхней части слева панели регулирования. Корректируйте скорость полета при необходимости.

Диспетчерская служба подскажет о порядке посадки и задаст направление места для приземления. Вероятней всего, вам будет выделена полоса для взлетов и посадок в аэропорту, но в разных случаях приходится посадить машину в другом месте, например, в поле. В случае экстренного приземления, когда вы не можете долететь до аэродрома, постарайтесь избегать высокие сооружения и другие различные препятствия.

Многие из современных авиалайнеров полностью автоматизированы, совершающие приземление без вашего участия или выведет на осевую линию полосы. От вас требуется приземление с высоты тридцати метров. Если придерживаться консультирования, то вас ждет не самая комфортабельная, но благоприятная посадка.

Для того чтобы начать приземления опустите дроссель, пока не услышите, что произошло изменение звука двигателей, а затем они полностью прекратят работу. Необходимо держать скорость полета в пределах желтой или зеленой зоны. Носовая часть без давления на штурвал должна опуститься самостоятельно.

Триммер используется для удержания воздушного судна в устойчивом положении. Штурвал управления представляет собой колесо диаметром 150—200 мм, которое вращается в одном направлении с колесами шасси и часто расположены по обе стороны от колен.

Вы будете работать с различными факторами сопротивления, чтобы понизить скорость самолета, не потеряв при этом равновесие. Шасси необходимо опустить вниз, если они являются  выдвижными. Если механизм в рабочем состоянии, тогда вы можете ничего не предпринимать. Если есть необходимость приземления на поверхность воды, оставьте шасси в верхнем положении.

править Примечания, Предупреждения, Предостережения

  • Опустите шасси, прежде чем приступить непосредственно к приземлению — это ключевое действие для успешной посадки. В запарке вам могут и забыть об этом сказать, так как для них это действие является само собой разумеющимся. Ручка механизма шасси почти всегда располагается только справа от центрального пульта на передней приборной панели, как правило, выше левого колена второго пилота.
  • Чтобы замедлить самолет в воздухе, необходимо использовать несколько переключателей, чтобы задействовать, например, предкрылки (в основном на больших самолетах) или закрылки. Они позволяют самолету поддерживать горизонтальное положение на малых скоростях во время посадки. Они обычно находятся рядом с рычагами управления тягой.
  • Что надо помнить, выпуская предкрылки, закрылки и шасси — есть максимально допустимая скорость, при которой они могут быть активированы. Не будет концом света, если вы их активируете раньше положенного, но лучше этого избежать. Если нет связи с тем, кто может помочь ответить на вопрос «когда», подсмотреть эти данные можно на специальной табличке — взлетно-посадочные данные (TOLD — take off and landing data).
  • Если сможете найти указатель скорости (в авиации не используется определение скорости относительно земли, скорость определяют относительно набегающего воздушного потока — это так называемая airspeed), удостоверьтесь, что скорость находится в пределах зеленой зоны. Как и все в нашей жизни, зеленое — это хорошо! Если стрелка в желтом секторе, то все еще поправимо. А вот если в красном — скоро вы умрете. Если самолет будет лететь слишком медленно, самолет свалится в пикирование. Непрофессиональному пилоту, не обученному поведению в экстремальных ситуациях, с этим не справиться.
  • Если вы летите на гражданском самолете, например «Боинг-737», придерживайтесь скорости в 200 узлов (370 км/ч). Приступая к посадке, снизьте скорость до 130 узлов (240 км/ч). На этой скорости уже можно открывать закрылки, предкрылки и выпускать шасси. Самолет меньшего класса, такой, как Cessna, нужно держать на скорости в 70 узлов (130 км/ч). В любом случае, лучше узнать у диспетчера, на какой скорости нужно заходить на посадку.
Читайте так же:  Париж

Экипаж самолета

В современных условиях авиаперевозок можно условно подразделить состав экипажа на две части:

  • Людей, которые работают на земле, чтобы обеспечить безопасность полетов. Это диспетчеры, менеджеры, техники, грузчики, водители и прочий обслуживающий лайнер персонал.
  • Тех, кто осуществляет непосредственное управление самолетом.

На первый взгляд, кажется, что связь между этими специалистами очень условна. Но на самом деле от их слаженного взаимодействия зависит положение самолета и на земле, и в воздухе.

Человеку, желающему стать бортпроводником, необязательно иметь лицензию, достаточно пройти курсы обучения и сдать экзамен, а вот пилоты должны каждый год проходить полетную подготовку на земле, сдавать тесты на имитаторах, а также раз в год проходить медицинское освидетельствование.

Непосредственно в состав персонала лайнеров входит несколько человек. Они ответственны за все, что происходит на борту во время полета:

  1. Командир. Его власть во время нахождения судна в воздухе довольно велика. Он даже может арестовать нарушающего порядок пассажира на время полета, а по прибытии сдать его полиции. На нем лежит право принимать все кардинальные решения.
  2. Второй пилот. В экстренных ситуациях на него может быть возложено управления воздушным судном. Он должен разработать план полета, смотреть за количеством принятого груза, числом пассажиров. Продумать условия взлета и посадки в тех или иных аэропортах.
  3. Бортпроводники или стюардессы (стюарды). Отвечают за обслуживание пассажиров и их безопасность. В случае аварийной ситуации организуют эвакуацию. В зависимости от размеров самолета бортпроводников может быть несколько человек, максимальное количество —

Посадка самолёта

Этап посадки самолёта начинается с высоты 25 м над уровнем порога ВПП (в случае стандартной курсо-глиссадной системы) и завершается пробегом по ВПП до полной остановки летательного аппарата. Для лёгких самолётов этап посадки может начинаться с высоты 9 м. Посадка — самый сложный этап полёта, так как при уменьшении высоты уменьшается возможность исправления ошибок лётчика или автоматических систем.

Непосредственно посадке предшествует заход на посадку — часть полёта, которая включает предпосадочное маневрирование в районе аэродрома с постепенным изменением конфигурации летательного аппарата из полётной в посадочную. Например, конфигурацию самолёта при заходе на посадку начинают изменять с выпуска шасси, затем выпускают предкрылки и в последнюю очередь, иногда постепенно, выпускают закрылки, при этом скорость самолёта снижается до посадочной. Завершение выпуска закрылков может производиться на глиссаде. Заход на посадку начинается на высоте не менее 400 м. Скорость захода на посадку должна превышать скорость сваливания при данной конфигурации летательного аппарата не менее чем на 30 %. В аварийной ситуации скорость захода на посадку может превышать скорость сваливания на 25 %. Заход на посадку завершается либо посадкой, либо уходом на второй круг. На второй круг летательный аппарат уходит при превышении допустимых отклонений параметров траектории при снижении на глиссаде от номинальных. Решение о посадке пилот обязан принять не ниже высоты принятия решения.

Воздушная часть посадки длится порядка 6—10 секунд и включает:

  • выравнивание — часть посадки, во время которой вертикальная скорость снижения на глиссаде практически уменьшается до нуля; начинается на высоте 8—10 м и завершается переходом к выдерживанию на высоте 0,5—1 м.
  • выдерживание — часть посадки, во время которой продолжается дальнейшее плавное снижение аппарата с одновременным уменьшением скорости и увеличением угла атаки до значений, при которых возможно приземление и пробег.
  • парашютирование — часть посадки, которая начинается при уменьшении подъёмной силы крыла и характеризуется ростом вертикальной скорости; однако из-за малой высоты выдерживания при контакте летательного аппарата с землёй вертикальная скорость незначительна.
  • приземление — контакт летательного аппарата с земной поверхностью; самолёты с носовой стойкой осуществляют приземление на основные стойки, с хвостовой — на все стойки шасси одновременно (приземление на три точки); приземление на стойки, расположенные впереди центра масс, может привести к повторному отделению самолёта от ВПП — «козлению».

Схема посадки

В отдельных случаях для уменьшения посадочной дистанции посадку осуществляют без выдерживания, а в отдельных случаях и без полного выравнивания.

В условиях ограниченной длины ВПП посадка осуществляется при помощи специальных приспособлений. Например, при посадке истребителей на авианосец применяются аэрофинишёры — тормозные тросы, натянутые на палубе, за которые истребитель цепляется специальным крюком, и которые гасят кинетическую энергию приземлившегося самолёта. Примечательно, что в момент касания пилот включает взлётный режим на случай неудачного зацепления крюком аэрофинишёра. На наземных аэродромах с целью уменьшения пробега на некоторых самолётах применяется .

Грубая посадка самолёта (с повышенной перегрузкой) может привести к его разрушению и катастрофе (гибели экипажа и пассажиров). В СМИ и непрофессиональной литературе для обозначения грубой посадки некорректно используется разговорный термин «жёсткая посадка».

Посадка в тайге

Единственный самолет, севший в тайге, приземлился в республике Коми 7 сентября 2010 года. Тогда у самолета полностью отключилось электропитание, из строя вышли все бортовые компьютеры, все оборудование. Капитан корабля Евгений Геннадиевич Новоселов был вынужден посадить самолет на заброшенном аэропорту Ижма. Там не было необходимого оборудования. Удивительно, что ВПП, несмотря на то, что аэропорт больше не работал, была пригодна для посадки. Ее по личной инициативе двенадцать лет поддерживал начальник подразделения «Вертолетная площадка Ижма» Сотников Сергей Михайлович. Капитан совершил посадку корабля, ориентируясь в пространстве без приборов.

В октябре 2010-го капитану и второму пилоту присвоили звание «Героя России», а за совершенный подвиг бортпроводников наградили Орденами Мужества. Через два года работник аэропорта тоже получил медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Особенности аварийной посадки

В любой аварийной ситуации всегда есть возможность благополучно завершить полет. Многое зависит от погодных условий и мастерства пилотов, ведь решения надо принимать быстро, в считаные секунды

При посадке на воду пилотам важно учитывать следующие обстоятельства:

  1. Заходить на посадку параллельно волнам, уже с 600-метровой высоты можно визуально определить их направление.
  2. Приводнение осуществляется на малой скорости.
  3. Нельзя допускать задирание носа.
  4. Опускаться на воду следует с убранными шасси и закрытыми закрылками.

Надо помнить о том, что после касания воды лайнер становится неуправляемым. Шансы на успешное приводнение выше у больших самолетов. А также многое зависит от прочности фюзеляжа.

В ночное время на высоте 150 м включаются фары, чтобы пилоты лучше могли оценить обстановку и направление волн. После приводнения командир оценивает ситуацию и определяет, какие аварийные люки необходимо открыть для эвакуации. Открываются те из них, что находятся над поверхностью воды, чтобы не допустить проникновение ее внутрь салона.

Рекомендуем видео:

Есть случаи успешной посадки самолета в ситуации, когда не вышло по каким-то причинам шасси, самолет сажают на «брюхо», и он касается посадочной полосы аэродрома.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: