Boeing 707


Первые покупатели

Первым покупателем пассажирского лайнера стала фирма Pan American, которая заказала сразу же 20 самолетов 707-112. В тот же день компания приобрела 25 самолетов фирмы Douglas и оговорила с последней возможность приобретения дополнительной партии. Фирма Douglas тем временем анонсировала создание дальнемагистральной модификации DC-8, на что компании Boeing пришлось ответить разработкой самолета 707-320 Intercontinental.

Фирмы Pan American и TWA стали не только первыми, но и крупнейшими компаниями, которые эксплуатировали «Боинг 707». Благодаря авиалайнерам этой модели авиаперевозчики существенно увеличили объемы своих парков. Первой неамериканской фирмой, эксплуатирующей данный самолет, стала компания Qantas. Вслед за ней лайнер начали приобретать различные западноевропейские компании.

Самая загадочная авиакатастрофа Боинга-707

Несмотря на то что модель самолёта была очень удачной, катастрофы с её участием всё же случались. За всё время эксплуатации таких авиалайнеров крушение потерпели 194 машины различных модификаций. Самой загадочной среди всех этих трагических историй остаётся та, что произошла 2 сентября 1983 года. Именно тогда «Боинг-707», принадлежавший компании Korean Air Lines из Южной Кореи, был сбит над территорией СССР истребителем СУ-15 под управлением советского лётчика.

По официальной версии авиалайнер нарушил воздушное пространство СССР и пролетел над важными засекреченными объектами военного назначения. Экипаж «Боинга» отказался выполнять команду о на ближайшем аэродроме, вследствие чего лайнер был сбит, и потерпел крушение в юго-западной части острова Сахалин. В результате аварии погибли все пассажиры и члены экипажа. На борту присутствовали и политические деятели США. Вследствие этого инцидента разгорелся международный скандал. По сей день истинная причина, по которой произошла гибель «Боинга-707» 2.09.1983 года, остаётся до конца не выясненной.

Модификации

Первым серийным вариантом стал лайнер с обозначением 707-120. После проведенной модернизации, заключавшейся в увеличении тяги двигателей и повышении аэродинамического качества крыла, базовой версией стал Boeing 707-120В. Кроме того, существовал вариант 707-220, отличавшийся установкой двигателей модели JT4A-3.

Для выполнения беспосадочных трансатлантических перелетов применялся самолет 707-320 Intercontinental.

Машина отличалась вставками в фюзеляж и плоскости крыльев, а также двигателями с повышенной тягой. Салон вмещал до 189 пассажиров. После модернизации обозначение версии сменилось на 707-320В Intercontinental.

На основе фюзеляжа и планера версии 707-320 серийно выпускался самолет дальней радиолокационной разведки под обозначением E-3 Sentry. Антенна радара размещена в обтекателе диаметром 9100 мм над фюзеляжем. Для установки использована двойная опора. Суммарная высота надстройки составила 6000 мм. Для работы электроники установлены дополнительные генераторы.

Кликабельно

Машина обеспечивает обнаружение целей на расстоянии до 600 км. Другим вариантом разведчика стал E-8 JStars с антенной, размещенной под фюзеляжем. Из-за особенностей конструкции возможно обнаружение подвижных целей только по бортам самолета на дистанциях до 250 км. Суммарный выпуск составил 17 экземпляров.

На основе самолета Model 707 построен командный пункт стратегических ядерных сил E-6 Mercury, отличающийся силовой установкой. Было собрано 16 таких машин. Версия машины для контроля результатов испытаний ракетного вооружения обозначалась ЕС-18В и была построена на основе списанных гражданских лайнеров. Оборудование для контроля и наблюдения размещено перед кабиной пилотов и закрыто удлиненным обтекателем.

Поэтому конструкторы переключились на разработку совершенно нового лайнера – Model 747, который стал одной из основ стабильного развития компании.

Производство машин 707 и 747 шло параллельно до 1978 года, но самолеты предыдущего поколения заказывались авиаперевозчиками из Азии и Южной Америки. На рынке США Model 707 была вытеснена с регулярных линий уже к 1983 году.

Пассажирские машины использовались другими странами до 1998-2000 года (кроме Ирана), после чего в эксплуатации осталась только грузовая версия. Иранские самолеты применялись для перевозок людей еще в 2010 году.

Смена поколений

К концу 70-х авиалайнер стал жертвой собственного успеха. Пассажиропоток постоянно рос, и самолет перестал с ним справляться. Руководство компании «Боинг» понимало, что решить проблему поможет удлинение фюзеляжа, но такие меры были нецелесообразны с экономической точки зрения. Для удлиненного фюзеляжа необходимы более мощные и крупные двигатели, а также увеличенное расстояние между шасси. Кроме того, к концу 70-х самолет устарел в плане шумоизоляции и топливоэффективности. Для увеличения вместимости необходимо было заменить планер. В итоге фирма Boeing построила модель нового поколения, которая получила индекс 747 и полностью удовлетворила требования по вместимости.

Нестандартные технологии

При создании B707 использовались новейшие разработки и принимались рискованные решения.

Первое: каждый из четырех моторов впервые был помещен в отдельные, изолированные мотогондолы. Это придавало надежности полету, ведь при возможном возгорании, огонь никак не перекинется на другие моторы.

Новинкой было и то, что двигатели располагались под крылом, обеспечивая лучшие аэродинамические условия.

Закладывая наибольшую скорость в 1000 км/час, разработчики планировали, что этот показатель будет втрое превосходить конкурентов Douglas DC-7 и Lockheed Super Constellation.

В новых прототипах сечение фюзеляжа увеличили, чтобы кресла расположить 3/3, для большей вместимости пассажиров. Спроектированы новые иллюминаторы и обивка салонных панелей.

Двигатели оснастили системой впрыска воды, этим увеличив силу тяги. С помощью специальной разработки, понизили шумовую составляющую. Топливные отсеки сделали более объемными.

История эксплуатации

Boeing 707-300 Olympic Airways

Boeing 707 Turkish Airlines

Отслужившие Boeing 707 без килей, стабилизаторов, двигателей на базе хранения AMARC, Тусон

Крупнейшими заказчиками B-707 были американские PanAm и TWA, благодаря этим авиалайнерам стремительно увеличившие размеры своих авиапарков и сделавшие международные авиаперевозки массовыми и популярными. Вскоре к ним присоединились авиакомпании Западной Европы. Массовое производство В-707 велось в 1960-е годы, когда заказчики получали ежегодно десятки новых машин. Конкуренцию самолёту составлял DC-8, поначалу более успешный за счёт лучшей репутации производителя. После доработок Boeing-707 стал продаваться значительно лучше.

С увеличением объёмов пассажирских перевозок стало очевидно, что Boeing-707 морально устарел. Для своей дальности самолёт обладал слишком малой вместимостью, его двигатели были шумными и неэкономичными. Модернизация лайнера с увеличением вместимости требовала замены планера. В итоге Boeing выпустила на рынок , чем удовлетворила спрос на самолёты большой вместимости для дальних перелётов.

К началу 1970-х число заказов на Boeing-707 резко снизилось. Авиакомпании развитых стран выводили их из парка, активность самолётов данного типа переместилась в страны Азии и Латинской Америки, а затем Африки. В 1978 году серийное производство было прекращено, в 1983 состоялся последний регулярный рейс Boeing-707 в США. Последним крупным оператором пассажирских Boeing-707 был Ливан (до 1998). К началу 2000-х самолёт остался в гражданской эксплуатации (почти исключительно грузовой) в основном в беднейших странах Африки и Латинской Америки. Основной парк ныне летающих Boeing-707 составляют военные модификации.

Множество гражданских пассажирских Boeing 707, отслужив, переделывались в грузовые, военные и исследовательские самолёты, а попавшие на базы хранения служат сейчас источником запчастей и двигателей для всех летающих в настоящее время модификаций 707 и KC-135.

История создания летающей машины

История создания лайнера «Боинг-707» с самого начала была авантюрной. Компания-производитель решила вложить в его проектирование и создание более 16 миллионов долларов, ведь речь шла о разработке уникального экземпляра пассажирского самолёта нового поколения, который должен был иметь турбореактивный двигатель. В связи с высокой степенью секретности этой машины ей было присвоено кодовое имя «Модель 367-80». Среди сотрудников фирмы Boeing проект был известен как Dash 80. И только высшее руководство компании знало, что будущее имя нового авиалайнера – Boeing 707.

Читайте так же:  Модификации и технические характеристики Ту-154

Самолёт «Боинг-707» был представлен общественности 14 мая 1954 года. Новое создавалось на основе двух моделей лайнеров: гражданского поршневого Model 377 и военного Model KC-97. По своим аэродинамическим свойствам модель «Боинг-707» была близка к военному реактивному самолёту B-47 Stratojet, созданному в 1950 году.

Первый экспериментальный полёт новый пассажирский авиалайнер совершил 15 июля 1954 года, а уже 13 октября 1955-го крупнейший в то время авиаперевозчик – компания Pan American – заключил с фирмой Boeing контракт на выпуск шести самолётов «Боинг-707-120», описание и характеристики которых приведены ниже.

Нынешние операторы

Отслужившие Boeing 707 на базе хранения AMARC

По состоянию на начало 2010 года[1] использовалось 155 самолётов типа B-707, практически все в ВВС ряда стран (самолёты и грузовые). Несколько машин используется гражданскими грузовыми авиакомпаниями, 8 — в правительственных авиаотрядах. Последней авиакомпанией, использовавшей B-707 на регулярных пассажирских рейсах, была иранская Saha Airlines, у которой по состоянию на 10 августа 2010 года в эксплуатации находилось 5 машин. Однако с апреля 2013 компания прекратила полёты, хотя сама она существует до сих пор. Таким образом, Boeing 707 — последний из реактивных лайнеров первого поколения, который эксплуатировался до недавнего времени; другие «пионеры» реактивной пассажирской авиации ушли в историю ещё в 1980-х годах.

Модификации

Серийно строившиеся и переоборудованные самолёты, построенные «Боингом»:

  • 367-80
  • 707—120
  • 707—220
  • 707—227
  • 707—320 Интерконтиненталь
  • 707—220В
  • 707-320B
  • 707-320B Advanced
  • 707-320C
  • 707—420
  • 707—700
  • 720
  • 720B

Самолёты для перевозки высшего руководства:

  • VC-137C — модификация «Боинга-707-320Б» для ВВС США для перевозки президентов США. Были построены 2 самолёта — №SAM26000 в 1962 г. и №SAM27000 в 1972 г. Носили специальную окраску. В службе управления воздушным движением им выдавался код Air Force One — тому самолёту, на борту которого находился президент. В настоящее время оба самолёта заменены на 2 VC-25 и 4 C-32 (для вице -президентов и других госслужащих администрации) и находятся в музеях.

Военные модификации, построенные на базе планера 707

  • E-3 Sentry — серийный самолёт ДРЛО, имеющий модернизированный планер «Боинг-707-320» со вращающимся над фюзеляжем обтекателем с антенной радиолокатора. Обтекатель 9,1 м в диаметре и 1,8 м в толщину установлен на двух опорах на высоте 4,2 м над фюзеляжем. Низколетящие цели могут быть обнаружены в 375 км, цели над горизонтом — в 600 км от самолёта. 2 генератора на каждом из 4 двигателей производят 1 мегаватт электроэнергии, потребляемой локатором.
  • E-6B Mercury — серийный воздушный командный пункт управления и связи со стратегическими ядерными силами — МБР, подводными лодками с БРПЛ, на случай уничтожения наземных командных пунктов в ядерной войне, имеющий модернизированный планер «Боинг-707-320» и 4 двигателя «Дженерал Электрик — СНЕКМА» СФМ-56 («GE-SNECMA» CFM-56) Первоначально были построены в модификации E-6A и служили только для передачи команд на подводные лодки с БРПЛ, находившиеся в погруженном состоянии с помощью сверхдлинноволновых передатчиков и 2 длинных выпускаемых многокилометровых буксируемых тросовых антенн (программа ТАКАМО (TACAMO)) для замены устаревших EC-130. До 1992 г. не менее 2 самолётов из 16 построенных постоянно находились в воздухе, один над Атлантикой, другой над Тихим океаном. В настоящее время дежурят на 4 базах в готовности ко взлёту. С октября 1998 г. переоборудовались в вариант E-6B и выполняют ещё и функции воздушных командных пунктов («Airborne Command Post») (ABNCP) по программе названной «Лукинг Гласс» («Looking Glass») (воздушная система отражающая/повторяющая наземные системы) для управления пусками МБР c использованием системы ALCS. Заменили в этой роли снятые с дежурства EC-135.
  • E-8 JSTARS — серийный самолёт радиолокационной разведки наземных целей на поле боя и передачи информации всем родам войск США в реальном времени, имеющий модернизированный планер «Боинг-707-320» с установленным под фюзеляжем вдоль его передней части длинным обтекателем с неподвижной антенной радиолокатора. Радиолокатор может обнаружить только подвижные радиолокационно-заметные цели на расстоянии 250 км сбоку от направления полёта на площади в 50000 км² и имеет угол обзора 120° Компьютеры самолёта запоминают и суммируют информацию о всех целях когда-либо двигавшихся на поле боя. В 1991—2005 годы построено 17 самолётов.
  • С-18 — военно-транспортная грузовая модификация «Боинг-707-320Б» для ВВС США.
  • EC-18B — самолёты для контроля и измерений при проведении разнообразных испытаний крылатых, зенитных, баллистических ракет, входящих в атмосферу боеголовок баллистических ракет и космических аппаратов, созданные на основе модернизированных планеров «Боинга-707-320». Все 8 EC-18B были построены начиная с 1982 г из отслуживших гражданских самолётов. Похожие EC-135N, EC-135E на базе KC-135 начали службу ранее, в 1960—1970 годах. Самолёты имели 2,1-метровую параболическую антенну в большом заметном яйцеобразном обтекателе установленном перед кабиной пилотов по оси фюзеляжа, смещённом вниз, чтобы не загораживать обзор пилотам. Антенна служила для приёма телеметрии с испытываемых аппаратов. Имелись оптические средства наблюдения и фотокиносъёмки входящих в атмосферу испытываемых боеголовок. В настоящее время используются 3 EC-18B.

Другие военные и исследовательские самолёты, похожие на «Боинг-707» создавались на базе планера KC-135 (см статью KC-135)

Множество гражданских пассажирских «Боингов-707» отслужив, переделывались в грузовые, военные и исследовательские самолёты, а попавшие на базы хранения служат сейчас источником запчастей и двигателей для летающих в настоящее время всех модификаций 707 и KC-135

Интересные факты

  • В день презентации первого авиалайнера Боинг707 главный пилот решил удивить публику, сделав фигуру высшего пилотажа — «бочка» (поворот относительно оси летательного аппарата на 360 градусов).

Интересно: ранее никто не делал упражнение «бочка» на столь крупных авиалайнерах.

  • Легендарный актер Джон Траволта имеет личный самолет марки Боинг 707-138. Он был выполнен по индивидуальному заказу для авиакомпании Qantas. Траволта стал его владельцем в 1969 году.
  • В 1983 году произошла трагедия, которая едва не вылилась в международный конфликт между СССР и Южной Кореей. Авиалайнер Боинг 707, принадлежавший корейскому государству, случайно пролетел над секретными военными объектами на территории СССР. Незамедлительно советские власти отдали приказ экипажу о совершении посадки на ближайшем аэродроме. Корейские пилоты проигнорировали требование советских властей. В результате самолет был сбит, в результате крушения погибли все люди находившиеся на борту. До сих пор ведутся расследования на тему данного инцидента.
  • Несмотря на свою устарелость, Боинг 707 до сих пор эксплуатируется. Используется он единственной авиакомпанией — иранской Saha Air, преимущественно для внутренних маршрутов. В 2010 году количество эксплуатируемых самолетов данной серии достигало 155 единиц.

История создания и использования

Во время Второй Мировой войны и во второй половине 1940-х годов компания Boeing специализировалась на разработке стратегических бомбардировщиков (самолёты фирмы обозначались литерой B: B-17, B-25 и т.д.) После войны перед фирмой встала острая необходимость перепрофилировать разработку самолётов в связи с уменьшенным спросом на военные самолёты, а также в связи с большими перспективами, которое могло бы открыть в 50-х пассажирское авиастроение.

В итоге в начале 1950-х годов начались работы по созданию реактивного пассажирского лайнера, имеющего общие черты, схожие с чертами стратегического бомбардировщика B-47 Stratojet. Разрабатывался новый самолёт в условиях строжайшей секретности и в связи с этим мало кто знал, что его обозначение было именно Boeing 707. В ходу тогда было наименование «367-80».

Читайте так же:  Схема салона самолета Боинг 737 800 Победа

При разработке лайнера создателями был использован ряд нестандартных и новых по тем временам решений. Так, одним из них стало то, что двигатели самолёта устанавливались в отдельных специальных мотогондолах, что обеспечивало их надёжность и в то же время защищённость: при воспламенении одного двигателя шансы того, что огонь перекинется и на другой, стали практически равны нулю. Другим новшеством была установка двигателей самолёта непосредственно под крылом, что обеспечивало высокие аэродинамические свойства лайнера в целом.

Летом 1954 года самолёт 367-80 совершил первый полёт. Однако процесс испытаний лайнера, создание его новых (в частности, военных) модификаций несколько затянул начало коммерческого использования Boeing 707. В итоге серийное производство и эксплуатация самолёта были начаты в 1958 году.

Первоначально главными эксплуататорами самолёта были две американские авиакомпании: Trans World Airlines и PanAmerican. Они серьёзно увеличили парк своих лайнеров, что привело к стремительному росту спроса на пассажирские перевозки не только в США, но и во всём мире.

60-е годы XX века стали поистине звёздным часом для лайнера Boeing 707. Популярность самолёта росла, вскоре его начали заказывать и западноевропейские авиакомпании. Однако стоит отметить, что проникновение Boeing 707 на европейский рынок осложнялось тем, что здесь уверенно держали свою позицию самолёты DC-8 компании McDonnell Douglas. В основном это преимущество объяснялось лучшей репутацией компании над корпорацией Boeing, специализировавшейся в течение долгого времени исключительно на военных самолётах. Однако затем, после ряда улучшений и выпуска модификаций (в частности, 320B), Boeing 707 начал уверенно завоёвывать лидерство.

Конец 60-х – начало 70-х годов характеризуется высоким спросом на пассажирские авиаперевозки, в связи с чем популярность самолёта, а вместе с ней и количество заказов на него, стали падать. Также свою лепту внесла и разработка нового дальнемагистрального самолёта – , обладавшего большей пассажировместимостью и потенциалом для создания модификаций, хоть и несколько повышенным расходом топлива. Всё это привело к тому, что в 1978 году был выпущен последний серийный Boeing 707.

Всего за 20 лет производства было построено 1010 лайнеров Boeing 707, из них было потеряно 194 машины. Таким образом, из всего количества самолётов примерно каждый пятый был потерян. Это объясняется в основном техническим несовершенством лайнера, характерным для машин того времени, а также ошибками экипажа.

На сегодняшний день около ста самолётов всё ещё эксплуатируются, однако в основном это – грузовые модификации Boeing 707.

Как появилась компания Boeing

Фирма Boeing была создана в начале ХХ века Уильямом Боингом. Изначально компания производила учебные самолёты и лайнеры для доставки почты. Также эта фирма занималась созданием различной военной техники: бомбардировщиков, торпедоносцев, истребителей.

В 1930 году был выпущен один из первых скоростных самолётов под названием Monomail, который использовался для доставки почты. Позже на его основе разработчики компании создали первый пассажирский авиалайнер «Боинг-247». С этого момента фирма Boeing стала лидирующим производителем в гражданском самолётостроении.

В 1954 году компания выпустила первый в мире реактивный пассажирский самолёт Boeing 707. Описание, история создания и характеристики этого воздушного судна будут подробно рассмотрены ниже. На основе этого лайнера впоследствии будет выпущена линейка пассажирских самолётов, в которую вошли «Боинг-737», «Боинг-747», «Боинг-757» и «Боинг-767». Эти модели стали лидерами в отрасли гражданского самолётостроения. Общее количество выпущенных машин превысило 6,5 тысяч единиц.

Многочисленные модификации B707

Базовая версия Model 707-120 – первый серийный экземпляр. Он имел скорость почти 1000 км/час, пассажиров вмещал до 180 человек.

Самолет B707-220 оснастили моторами большей мощности, улучшили аэродинамику крыла и киля. Расход керосина увеличился на этой модели, так как двигатели имели большую тягу. Таких самолетов построено 5 экземпляров.

Модель Boeing 707-227 имеет увеличенный объем салона и принимает больше пассажиров.

Boeing 707-320B – это самолет с увеличенным размахом крыла и более длинным фюзеляжем. Моторы мощнее и вместимость достигает 190 человек. В этой категории выпускался также Boeing 707-320B Intercontinental (межконтинентальный лайнер), с улучшенными аэродинамическими характеристиками. В этом же ряду располагается, увеличенной дальности Boeing 707-320B Advanced.

Боинг 707-320C Convertible – самолет пассажирский, но смешанного типа. В компоновке лайнера имеется грузовой отсек. Выпускался также грузовой экземпляр B707-320C. Он имеет погрузочную дверь и специальную систему погрузки. Самолет 707-320С является стандартом для семейства В707, а заказов на него всегда поступало немало.

Вариант 707-320C Freighter – лайнер исключительно грузовой принадлежности, и все пассажирское снаряжение отсутствует на борту самолета.

Авиалайнер Боинг 707-420 Intercontinental, имеет турбовентиляторные двигатели от фирмы Rolls-Royce Mk 508.

Лайнер Boeing 707-700 создан с фюзеляжем удлиненной формы, большей пассажировместимостью. Увеличена и дальность, на которую может полететь самолет.

Боинг VC-137C – это вариант, которого создано всего два экземпляра. На нем осуществлялись перелеты высших чинов правительства.

Военные машины почти все были созданы на основе модели 707-320, например: самолет-лаборатория EC-18B, на его борту проводились испытания ракет. Для радиолокационного обнаружения и разведки построены машины E-3 Sentry и E-8 JSTARS. Экземпляр E-6 Mercury разработан для размещения на нем командного пункта связи и руководства маневрами.

Всему приходит конец

К концу 60-х годов самый массовый пассажирский трансконтинентальный авиалайнер перестал удовлетворять условиям эксплуатации. Машина быстро устаревала морально. Технологической базы для последующей модернизации практически не осталось, чтобы просто увеличить пассажировместимость за счет удлинения салона. Боинг 707 имел очень шумные двигатели, к тому же американца нельзя было назвать экономичной машиной. В итоге авиаконструкторам пришлось менять планер машины, что в конечном итоге привело к появлению нового самолета — Боинга 747. Несмотря на быстрый и печальный финал, легендарный лайнер продолжали выпускать до 1978 года. Всего с конвейера заводов корпорации Boeing сошло 1010 машин различных модификаций.

Конструкция

Самолет Boeing 707 представляет собой моноплан с низко установленным стреловидным крылом. Двигатели находятся в отдельных гондолах на пилонах под крылом. Машина стала первым пассажирским самолетом с подобным размещением двигателей. Крылья имеют постоянную стреловидность по передней кромке с углом 35⁰.

Применение такой схемы создавало трудности для пилотов, привыкших эксплуатировать прямокрылые машины с поршневыми двигателями. На передней кромке крыла установлены отклоняемые щитки Крюгера, предназначенные для уменьшения скорости машины при посадке.

В конструкции самолета использован специальный автопилот, отслеживающий отклонения машины от курса. На Boeing 707 применено трехстоечное шасси с поворотной передней опорой.

Главные опоры оснащены тележками с двумя спаренными колесами с тормозными механизмами.

На носовой опоре установлено спаренное колесо. Поворот передней стойки выполняется из кабины пилотов или при помощи жесткой буксировочной тяги. Во время разбега управление блокируется.

Пассажирский салон и кабина экипажа самолета оборудованы системой поддержания избыточного давления и кондиционером. Система работает от воздуха, который забирается из компрессоров двигателей. Канал отбора устанавливался над двигателем и закрывался специальным обтекателем.

Схема салона построена по принципу установки двух рядов трехместных сидений с центральным проходом. При установке мест бизнес класса используются двухместные сидения, установленные в передней части фюзеляжа.

Ссылки

  • Operators’ reference drawing , , , . // Flight International. — London: Iliffe Transport Publications Ltd, 26 November 1966. — No. 2907 — Vol. 86 — P. 903—905. (подробное схематическое устройство самолёта)
  •  — Ядерные силы США, ВКП на базе 707 и других пассажирских самолётов.
Читайте так же:  Airbus A340
Для улучшения этой статьи желательно:
  • Исправить зацикленные ссылки (в этой статье имеются ссылки на неё же посредством перенаправления).
Авиалайнеры Boeing
Поршневые
  • 40A
  • 80
  • 221
  • 247
  • 307
  • 314
  • 377
Реактивные
  • 367-80
  • 707
  • 720
  • 717
  • 727
  • 737 (Classic
  • Next Generation
  • MAX)
  • 747 (SP
  • 400
  • Dreamlifter
  • 8)
  • 757
  • 767
  • 777
  • 787
  • Business Jet
В разработке
  • 777X
Перспективные
  • Y1
  • Y3
  • New Midsize Airplane
Отменённые
  • 2707
  • 7J7
  • New Large Airplane

Что представляет собой первый американский пассажирский Боинг

Компания Boeing представляет собой одну из самых мощнейших авиастроительных корпораций США. Десятки заводов по всей Америке, миллиардные госзаказы от оборонного ведомства в годы войны, способствовали достаточно быстрому и успешному созданию нового пассажирского самолета.

Проектирование новой машины было начато в начале 50-х годов. В то время как британский пассажирский авиалайнер «Комета» уже сумел налетать не одну сотню часов, американцы только приступили к решению технической части задания. Как и в Европе, заокеанские авиаконструкторы и инженеры использовали в своей конструкции узкий фюзеляж. В то время еще не имели ни технической, ни технологической возможности строить широкофюзеляжные самолеты большой вместительности, однако первый пассажирский Боинг должен был иметь внушительные размеры.

Схема, которую избрали американцы для своего детища, кардинально отличалась от европейского и советского аналога. Фюзеляж самолета представлял собой низкоплан, заканчивающийся однокилевым хвостовым оперением. Стреловидные крылья (угол 35°) имели больший размах, так как на них должны были быть установлены четыре турбовентиляторных реактивных двигателя, помещенные в специально созданные мотогондолы. Вопрос с двигателями для Boeing 707 был решен изначально в пользу изделий компании Pratt & Whitney.

На пассажирский самолет должны были быть установлены коммерческие версии двигателей JT3C, способные развить тягу 4535 кгс каждый.

Отдельного внимания заслуживает фюзеляж самолета, который пришлось создавать заново. Для пассажирской машины требовались большие размеры фюзеляжа. К тому же носовая часть должна была иметь место для установки бортового радиолокационного оборудования. Для новой машины установили ограничения по массе. Предварительно считалось, что новый Боинг будет иметь максимальную взлетную массу чуть более 85 тонн. Фюзеляж самолета рассчитывался и конструировался с учетом размещения в салоне 130 пассажиров. Самолет Боинг 707 имел любопытную схему салона, в котором пассажирские кресла размещались по три штуки в одном ряду. Это стало возможным благодаря тому, что изменили сечение фюзеляжа, увеличив его ширину до 3,56 м. Такой технический прием позволил сразу увеличить внутреннее пространство салона, сделав возможным разместить с комфортом внутри салона 150 пассажиров.

Изменили форму иллюминаторов, которые стали продолговатыми. Уровень комфорта в салоне нового Боинга был на высоком уровне. Увеличение внутреннего объема положительно сказывалось на самочувствии и состоянии пассажиров во время длительных перелетов. Большое внутреннее пространство в пассажирском салоне станет со временем визитной карточкой пассажирских Боингов.

Проектная скорость реактивного лайнера должна была достигать 960км/ч, параметр, который в три раза превосходит скорости, на которых летали все основные гражданские пассажирские и транспортно-грузовые самолеты в США. Поражает заявленная дальность полета американского самолета. В технической документации фигурировали цифры в 6-7 тыс. км. Таких показателей удалось достичь за счет увеличения емкости внутренних топливных баков, которые размещались в центральной части фюзеляжа и консолях крыльев. Масса топлива, загружаемого в самолет перед полетом, составляла 58 тонн. При таком раскладе пассажирский лайнер, взлетевший из аэропорта Нью-Йорка или Вашингтона, мог за 8-10 часов долететь до Лондона или Парижа. Появление такой машины могло в корне решить проблему трансатлантических пассажирских перевозок, соединив Америку с Европой.

В дальнейшем для полетов в Европу компанией Boeing была разработана модификация, оснащенная более мощными и экономичными турбореактивными двигателями JT3D-3B, позволившие без проблем преодолевать расстояние в 6-7 тыс. км. Со временем на американские машины модификаций 707-320 стали ставить английские турбореактивные двигатели Роллс-Ройс «Конуэй» 505 и 508, развивающие тягу в 7490 и 7945 кгс.

Первый опытный прототип Boeing 707 показался на широкой публике в мае 1954 года. Самолет своим размерами внушал уважение и вызывал трепет. Экспертам особенно пришелся по вкусу громадный и просторный салон машины. До этого ни одна машина, летающая на внутренних авиалиниях, не могла похвастаться подобным уровнем комфорта и размерами салона. Спустя полгода, первый опытный образец самолета модификации 707-120 был поднят в воздух.

Разработка

Boeing 707 разрабатывался на базе грузо-транспортного воздушного судна Boeing 367-80, известного также как Dash-80 и ставшего прототипом реактивного лайнера. На новый самолет установили четыре мотора Pratt & Whitney JT3C, которые были коммерческим прототипом двигателя J57, устанавливаемого на бомбардировщики B-52. Кстати говоря, на B-52 ставили восемь моторов, тяга каждого из которых составляла 44,56 кН, а для авиалайнера или транспортного самолета достаточно было четырех моторов. Они устанавливались под крылом, на пилоны.

Фюзеляж самолета пришлось разрабатывать с чистого листа. От прототипа он отличался большим размером и заостренной носовой частью, в которую была вмонтирована радиолокационная антенна. По расчетам проектировщиков, максимальная взлетная масса лайнера должна была составить немногим более 84 тонн. Предполагалось, что военные версии самолета будут перевозить грузы или топливо, а пассажирские – 130 пассажиров. Крейсерская скорость авиалайнера (966 км/ч) позволяла ему в разы превзойти военный самолет КС-97, гражданский Model 377 Stratocruiser, а также авиалайнеры главных конкурентов – Douglas DC-7 и Lockheed Super Constellation.

Характеристики Boeing 707

Лётно-технические характеристики основных пассажирских модификаций самолёта Боинг 707:

Boeing 707-120B Boeing 707-320B
Размеры
Длина, м 44 46,6
Размах крыльев, м 39,9 44,4
Высота, м 12,7 12,7
Площадь крыла, кв.м 226 268,7
Вес
Макс. взлетная масса, кг 116 700 151 300
Макс. посадочная масса, кг 86 200 112 000
Масса пустого, кг 58 700 65 400
Макс. масса без топлива, кг 77 100 88 500
Макс. коммерческая загрузка, кг 19 300 23 400
Макс. запас топлива, кг 65 700 90 290
Летные данные
Дальность полета с макс. загрузкой, км 6 700 9 200
Макс. крейсерская скорость, км/ч 965 965
Двигатели P&W JT3D-1, P&W JT3D-3,
4 x 7700 кгс 4 x 8170 кгс
P&W JT3D-7,
4 x 8600 кгс
Пассажирский салон
Кол-во кресел (одноклассовая компоновка) 174 189
Кол-во кресел (двухклассовая компоновка) 137 141
Длина салона, м 31,9 33,9
Ширина салона, м 3,6 3,6
Высота салона, м 2,4 2,4

Заключение

Лайнер Боинг 707 по праву считается настоящим прорывом своего времени. Инновационные конструкторские решения, примененные при его разработке, позволили гражданской авиации выйти на новый уровень. Одна из главных заслуг этой серии — повышение уровня безопасности самолетов.

Уважаемые посетители сайта Aviawiki!

Ваших вопросов стало так много, что, к сожалению, у наших специалистов не всегда есть время ответить на все. Напомним, что мы отвечаем на вопросы абсолютно бесплатно и в порядке очереди. Однако у вас есть возможность гарантированно получить оперативный ответ за символическую сумму. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: