Ан-72


Особенности самолета

Конструкторами был увеличен ударный запас прочности основных узлов летательного аппарата. Эту меру приняли в связи с возможным возникновением перегрузок во время взлета и посадки. Также были установлены дополнительные силовые системы. Это послужило причиной переотяжеления всей конструкции.

Чтобы уменьшить массу Ан-72, предложили в его производстве использовать более легкие материалы:

  • алюминий и его сплавы;
  • титановые крепежи и пластины;
  • сотовые панели;
  • углепластик;
  • стекло.

В сборке конструкции применили клееные соединения деталей. Такой подход обеспечил снижение массы самолета до 875 кг.

Интересно. По сравнению с цельнометаллической конструкцией других аналогов самолетов вес Ан-72 на 350 кг меньше.

Акценты в разработке:

  • повышение показателей циркуляции газовых потоков из сопел моторов под крыло;
  • использование в создании новых технологий, которые позволили увеличить подъемные силы боевой машины;
  • применение эффекта Коанда.

Этот эфект был открыт и запатентован в 1932 году. Сертификат выдали ОКБ им. О. Антонова.

Полезно знать! Эффект Коанда — увеличение подъемной силы крыла посредством его обдува реактивной струей от силовой установки.

Самолет Ан-72 прошел испытания в различных климатических условиях. Он совершал полеты в Арктике, Высокогорье и в районе Южных аэродромов. В результате проведенных испытаний возможности военного воздушного судна значительно увеличились. При перегрузке его вес достигал 43 т. При этом самолетом было легко управлять.

В 1983 году на Ан-72 советскими летчиками был установлен рекорд максимальной высоты полета среди подобных модификаций авиасуден. В 1985 году самолет во время испытаний развил максимальную скорость 681,8 км/ч. Он совершал полет по замкнутому пространству длиной в 2000 км.

Модификации

Модификации семейства самолётов Ан-72[3]
Тип Описание Единиц построено
Ан-71 Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). 3
Ан-72(по заводским документам — 72.04) Транспортный самолёт. ~ 35
Ан-72(по заводским документам — 72.10) Пассажирский самолёт в варианте «салон». ~ 60
Ан-72-100 Транспортный самолёт, сертифицированный по международным нормам.
Ан-72-100Д Пассажирский самолёт в варианте «салон», сертифицированный по международным нормам. Переоборудовались серийные машины. 3
Ан-72А «Арктический» Переделанный опытный Ан-72, в дальнейшем получивший развитие как Ан-74[4]. 1
Ан-72АТ Модификация для перевозки стандартных авиационных контейнеров.
Ан-72В Транспортный самолёт. Экспортная модификация, разработанная по заказу ВВС Перу. 1
Ан-72П Самолёт для несения патрульной службы в прилегающей к побережью 200-мильной морской зоне Прицельно-навигационное и пилотажное оборудование обеспечивает автоматическое самолетовождение на всех этапах полета, вывод самолета в заданную точку, аппаратурный поиск, определение координат надводных судов, их скоростей и курсов движения. Для пресечения действий судов-нарушителей Ан-72П вооружен пушкой ГШ-23Л с 250 снарядами, двумя блоками неуправляемых ракет и четырьмя бомбами калибром 100 кг. Фотооборудование, установленное на самолете, обеспечивает аэрофотосъемку целей в дневное время и с помощью осветительных патронов СФП-2А — в ночное время. 18
Ан-72ПС Поисково-спасательный самолёт. 1
Ан-72Р («изделие 88») Самолёт радиоэлектронной разведки. Разрабатывался как аналог Boeing E-8A J-Stars. Предназначался для радиолокационной разведки и обнаружения на большом расстоянии наземных целей и наведения на них наземных и воздушных средств поражения. (АиВ №3/2008). Переоборудовались серийные машины. 4
Ан-72С Административный самолёт.
Ан-74 Многоцелевой самолёт. Создавался для применения в условиях , имеются модификации как гражданские, так и военные (патрульные и военно-транспортные). 81

Новости и перспективы развития

Воздушное судно было хорошо принято профессиональными летчиками. Оно простое в управлении, надежное и практичное в обслуживании. На данный момент самолет модификации Ан-72 не выпускают. На его базе разработали новую модель военно-транспортного авиалайнера Ан-74.

Интересный факт! Несмотря на то, что самолеты Ан-72 скоро выработают свой летный ресурс, их эффективно используют в различных странах для обслуживания военной и гражданской авиации.

Модернизация моделей производится непосредственно на Украине в г. Харьков и г. Киеве.

//www.youtube.com/embed/VKHOCReLfhQ
Посмотрите видео о тренировочных полетах на Ан-72.

Уважаемые посетители сайта Aviawiki!

Ваших вопросов стало так много, что, к сожалению, у наших специалистов не всегда есть время ответить на все. Напомним, что мы отвечаем на вопросы абсолютно бесплатно и в порядке очереди. Однако у вас есть возможность гарантированно получить оперативный ответ за символическую сумму. 

Лётные происшествия

Потери

Дата Бортовой номер Место происшествия Жертвы Краткое описание
16.09.1991 74002 Ленск 13/13 Взлёт с перегрузом, разрушение механизации в воздухе[1], упал в лес. Погибло 6 членов экипажа и 7 пассажиров.
23.10.1994 72960 Воркута 0/34 Борт ФПС РФ. Отказ гидросистемы при наборе высоты, при посадке самолёт выкатился с ВПП[1].[6]
10.02.1995 72966 около Гостомеля 0/3 При сопровождении Ан-70, потерявшего управление в испытательном полёте, столкнулся с ним в воздухе[7][8]. Произвёл аварийную посадку в Гостомеле. Списан, кабина и часть фюзеляжа были использованы для тренажёра[4].
23.12.1996 н. д. Нагурское 0/24 Борт ФПС РФ. Выкатился с ВПП при аварийной посадке в сложных метеоусловиях. Самолёт пилотировал полковник В. В. Таланов, который в 1994 году совершил на Ан-72 аварийную посадку в Воркуте[9].
22.12.1997 ER‑ACF Атлантический океан 5/5 Исчез при полёте над океаном. Возможно, был сбит самолётом ВВС Анголы[1].
06.10.2000 TL‑ACW Лузамба 0/10 При посадке экипаж забыл выпустить шасси, сел на брюхо и вылетел с ВПП[1].
21.04.2002 ES‑NOP Вамена 0/4 Грубая посадка с разрушением носовой стойки шасси и последовавший пожар[1].
25.12.2012 UP‑72859 Шымкент 27/27 Самолёт Пограничной службы КНБ Казахстана в сложных метеоусловиях потерпел катастрофу при выполнении четвёртого разворота в процессе захода на посадку в аэропорт Шымкент. Самолёт рухнул в карьер местного цементного завода с высоты 800 метров. Ошибка экипажа в сочетании с отказом радиовысотомера и автопилота.

Инциденты

  • 5 июля 1994 года Ан-72В (72966) выполнял перелёт из Новосибирска в Киев. На борту находилась делегация АНТК, пилотировал самолёт заслуженный лётчик-испытатель СССР Герой Советского Союза В. В. Мигунов. В полёте произошёл тепловой разгон аккумуляторной батареи с последующим обесточиванием бортового оборудования. В том числе перестали проходить команды к исполнительным механизмам выпуска шасси и механизации крыла, топливо могло вырабатываться только из третьей группы баков. Ан-72 совершил аварийную посадку в аэропорту Кургана на скорости 340 км/ч (нормальная посадочная — 220 км/ч), при пробеге произошло разрушение правого заднего пневматика и самолёт на скорости 50 км/ч выкатился с ВПП. Никто из пассажиров и экипажа серьёзно не пострадал[4].
  • 7 июля 2000 года при полёте из Моздока в Москву произошла разгерметизация самолёта. Экипаж не отреагировал на предупреждающий сигнал и продолжил полёт. В результате из-за наступившей гипоксии экипаж и пассажиры полностью потеряли работоспособность. Самолёт с высоты 8500 метров начал неуправляемое снижение. Находящийся в кабине в качестве пассажира полковник Валерий Геннадьевич Шалагин смог привести в чувство членов экипажа, которым удалось восстановить управление полётом. Самолёт совершил посадку в аэропорту Ростова-на-Дону в штатном режиме. По результатам расследования происшествия экипаж был уволен[10].

Операторы

  • Ангола Ангола — 8 Ан-72, по состоянию на 2016 год [12]
  • Россия Россия 
    • Авиация Военно-Морского Флота Российской Федерации — 6 Ан-72, по состоянию на 2016 год[13]
    • Воздушно-космические силы Российской Федерации — 25 Ан-72, по состоянию на 2016 год[14]
    • Пограничная служба Федеральной службы безопасности Российской Федерации — некоторое количество Ан-72, по состоянию на 2016 год[15]
    • Войска национальной гвардии России — 6 Ан-72, по состоянию на 2016 год[16]
  • Казахстан Казахстан — 2 Ан-72, по состоянию на 2016 год [17]
  • Ливия Ливия — более одной единицы Ан-72, по состоянию на 2016 год [18]
  • Молдавия Молдавия — 2 Ан-72, по состоянию на 2016 год [19]
  • Судан Судан — 2 Ан-72, по состоянию на 2016 год [20]
  • Украина Украина — 2 единицы Ан-72 в Национальной гвардии Украины и некоторое количество Ан-72П в Пограничная служба Украины, по состоянию на 2016 год[21][22]
  • Экваториальная Гвинея Экваториальная Гвинея — 2 Ан-72, по состоянию на 2016 год

ТТХ в сравнении с зарубежными аналогами

Ошибочно предполагают, что Ан-72 был скопирован с американского BoeingYC-14, ввиду их очень похожей конструкции. Напомню, что между Советским Союзом и Америкой в самом разгаре шла «холодная война».

Помимо нее велась и информационная война. Посудите сами, как конструкторы ОКБ им. Антонова могли скопировать идею «самолета 200» с американского образца, когда в США задумались о создании самолета КВП на ТРДД только в 1972 году? То есть в то время, когда в Советском Союзе уже шли тестирования двигателей «Чебурашки» в аэродинамических трубах.

Если следовать логике американских СМИ, то ученые ОКБ им. Антонова поистине гении. Ведь у них где-то была припрятана машина времени, при помощи которой они смотались в будущее на два года, подглядели, чем занимаются американские инженеры, и довольные вернулись в 1970-й.

Тактико-технические данные Ан-72 Боинг YC-14
Длина 28 м. 40.13 м
Высота 8.75 м. 14.75 м
Масса пустого 19.05 т. 53.2 т.
Масса максимальная взлетная 34.5 т. 107. 5 т.
Максимальная скорость на высоте 705 км/ч 800 км/ч
Скорость крейсерская 550-600 км/ч 700 км/ч
Грузоподъемность 32 солдата с полным экипировочным оборудованием, 68 солдат с личным оружием и вещмешком, 57 десантников, 24 носилок с медицинскими сопровождающими, 12 тонн груза 150 десантников или 36 тонн груза
Дальность полета (туда и обратно) 5000 км. 4100 км.
Дальность полета (полностью загруженного, туда и обратно) 1150 км. 980 км.
Двигатель 2 единицы ТРД Д-36 2 единицы ТРДД Дженерал Электрик CF6-50D

Несмотря на то, что американский аналог больше в размерах, коэффициент полезного действия, выполняемый воздушным судном с такими характеристиками, меньше чем у Ан-72.

В военное время конструкция «Чебурашки» предусматривает кронштейны для установки 23-мм пушки Грязева-Шипунова (ГШ-23Л), две точки подвески, на каждой из которых Ан-72 может нести до 100 кг. бомбовой нагрузки.

История разработки

Идея создания нового военно-транспортного воздушного судна принадлежит конструкторам ОКБ им. О. Антонова. Они поставили цель разработать и сконструировать самолет, который придет на смену Ан-26. Эта модель уже выработала свой ресурс.

Работы начались в 1970 году. Изначально они выполнялись только по инициативе руководства Конструкторского бюро. Чуть позже эту идею одобрил главный штаб ВВС. Его руководство утвердило план проектирования авиасудна, а также включило его в годовой план работ ОКБ им. Антонова.

Внешний вид Ан-72 похож на американский Боинг YC-14.

Были сходства и во внутреннем оснащении. Конструкторы отрицали заимствование конструкционных элементов у иностранных коллег.

В 1977 году к испытаниям были готовые три экземпляра Ан-72. Они были разной модификации. Исследования показали, что именно необходимо изменить в конструкции каждого из них, чтобы создать самолет с отличными техническими характеристиками.

В 1979 году воздушное судно было представлено общественности на выставке авиационного оборудования в г. Ле Бурже. Серийное производство самолетов этой модификации началось в 1982 году и продолжалось до середины 1990 г.г.

Особенности конструкции

  1. Спроектирован с установкой двигателей над крылом, чтобы использовать эффект Коанда – роста подъемной силы при помощи «прилипания» выхлопной струи к крылу. Выделяется высокомеханизированным крылом с трапециевидными консолями и прямым центропланом. Оснащен эффективным реверсом ковшового типа, мощным шасси с независимыми подвесками основных стоек и грузолюком с рампой.
  2. Конструкция Ан-72 цельнометаллическая, широко применяются композиционные материалы. Фюзеляж герметичный, типа полумонокок, круглого сечения. Крыло большого удлинения, стреловидное, трапецевидное в плане. Крыло механизировано при помощи интерцепторов, предкрылков, трехщелевых консольных и двухщелевых центропланных закрылков. Предкрылком оборудовали и стабилизатор. Газовыми струями двигателей обдуваются внутренние секции закрылков.
  3. Шасси пятиопорное, убирающееся (4 основных и 1 носовая стойка). Силовая установка включает ВСУ ТА-12 и 2 ТРДД Д-36. В хвостовой части фюзеляжа имеется большой грузовой люк, он закрывается рампой, которая может сдвигаться под днище или опускаться на землю. Грузовая кабина оснащается швартовочными устройствами, кран-балкой, откидными сиденьями для размещения вдоль бортов десантников.

Ссылки

Самолёты ОКБ О. К. Антонова

Многоцелевые

ОКА-38 •
Ан-2 •
Ан-2М •
Ан-2СХ •
Ан-3 •
Ан-14 «Пчёлка»

Гидросамолёты

Ан-4

Пассажирские игрузо-пассажирские

Ан-10 •
Ан-24 •
Ан-28 •
Ан-38 •
Ан-140 •
Ан-148 •
Ан-158

Специального назначения

Ан-6 •
Ан-30 •
Ан-71

Транспортные ивоенно-транспортные

Ан-8 •
Ан-12 •
Ан-22 «Антей» •
Ан-26 •
Ан-32 •
Ан-34 •
Ан-70 •
Ан-72 •
Ан-74 •
Ан-74ТК-300 •
Ан-132 •
Ан-178 •
Ан-124 «Руслан» •
Ан-225 «Мрия»

Экспериментальные

Ан-714 •
ВП •
Изделие 181 •
ЛЕМ-2 •
Э-153

Проекты

А-6 •
АЕ •
Ан-3 •
Ан-16 •
Ан-20 •
Ан-25 •
Ан-30 •
Ан-40 •
Ан-42 •
Ан-44 •
Ан-50 •
Ан-50 •
Ан-60 •
Ан-77 •
Ан-80 •
Ан-88 •
Ан-112 •
Ан-122 •
Ан-128 •
Ан-132 •
Ан-142 •
Ан-168 •
Ан-170 •
Ан-171 •
Ан-180 •
Ан-188 •
Ан-218 •
Ан-248 •
Ан-325 •
Ан-418 •
Ан-Бе-20 •
Ан-Бк-1 «Горлиця» •
ДТ-5/8 •
М •
Н •
Пчела •
Р •
СКВ •
У

Планёры

А-1 •
А-2 •
А-3 •
А-7 •
А-9 •
А-10 •
А-11 •
А-13 •
А-15 •
А-40 •
БА-1 •
БС-3 •
БС-4 •
БС-5 •
Голубь •
Город Ленина •
ДиП •
ИМ-1 •
ИП-2 •
М-1 •
М-2 •
М-3 •
М-4 •
М-5 •
М-6 •
ОКА-1 •
ОКА-2 •
ОКА-3 •
ОКА-5 •
ОКА-7 •
ОКА-8 •
ОКА-9 •
ОКА-12 •
ОКА-14 •
ОКА-21 •
ОКА-23 •
ПС-1 •
ПС-2 •
Рот Фронт-1 •
Рот Фронт-2 •
Рот Фронт-3 •
Рот Фронт-4 •
Рот Фронт-5 •
Рот Фронт-6 •
Рот Фронт-7 •
Рот Фронт-8 •
РЭ-1 •
РЭ-2 •
РЭ-3 •
РЭ-4 •
РЭ-5 •
РЭ-6 •
Стандарт-1 •
Стандарт-2 •
УС-1 •
УС-2 •
УС-3 •
УС-4 •
УС-5 •
УС-6 •
Шесть условий

Т2

Читайте так же:  Стамбульский аэропорт имени Сабихи Гёкчен

Эта страница в последний раз была отредактирована 30 марта 2019 в 18:52.

Модификации

  • Ан-72-100 – самолет транспортный гражданский.
  • Ан-72-100Д — самолет грузопассажирский.
  • Ан-72В — самолет экспортный для Перу.
  • Ан-72П – самолет патрульный морской для авиации погранвойск.
  • Ан-72ПС — самолет поисково-спасательный.
  • Ан-72Р — самолет разведчик.
  • Ан-74 — самолет гражданский транспортный.
  • Ан-720 — самолет административный («салон»).

Видео о Ан-72


Автор статьи:
Никифоров Владислав

Свежие публикации автора:

В Израиле завершили испытания «Волшебной палочки»

Этот российский ЗРК недостижим для конкурентов

Под Донецком столкнулись радикалы и бойцы ВСУ: есть погибший

Операторы

  • Ангола
     Ангола — 8 Ан-72, по состоянию на 2016 год [11]
  • Россия
     Россия 
    • Авиация Военно-Морского Флота Российской Федерации — 6 Ан-72, по состоянию на 2016 год[12]
    • Воздушно-космические силы Российской Федерации — 25 Ан-72, по состоянию на 2016 год[13]
    • Пограничная служба Федеральной службы безопасности Российской Федерации — некоторое количество Ан-72, по состоянию на 2016 год[14]
    • Войска национальной гвардии России — 6 Ан-72, по состоянию на 2016 год[15]
  • Казахстан
     Казахстан — 2 Ан-72, по состоянию на 2016 год [16]
  • Ливия
     Ливия — более одной единицы Ан-72, по состоянию на 2016 год [17]
  • Молдавия
     Молдавия — 2 Ан-72, по состоянию на 2016 год [18]
  • Судан
     Судан — 2 Ан-72, по состоянию на 2016 год [19]
  • Украина
     Украина — 2 единицы Ан-72 в Национальной гвардии Украины и некоторое количество Ан-72П в Пограничная служба Украины, по состоянию на 2016 год[20][21]
  • Экваториальная Гвинея
     Экваториальная Гвинея — 2 Ан-72, по состоянию на 2016 год

Важные исторические факты

В 70-х годах XIX века в ОКБ начались активные разработки данной модели самолета, имеющей показатели короткой посадки и взлета. Его появление должно было сменить морально и технически устаревшую модель Ан-26. Основными акцентами разработки являлись:

  • внедрение новой технологии, способствующей созданию подъемной силы дополнительного характера;
  • увеличение показателей прохождения газовых потоков из сопел двигателя непосредственно под крыло;
  • использование в работе эффекта Коанда, открытого и ранее запатентованного в 30-х годах XIX века.

Инициатива по созданию этого самолета изначально исходила исключительно от ОКБ, в дальнейшем она была поддержана со стороны главного штаба ВВС. Впоследствии проект по разработке был включен в официальный план работ, а будущему аппарату присвоен индивидуальный номер № 200.

Работа была основана на ранее созданных и расчерченных компоновочных схемах, которые в свою очередь определены как самый беспроигрышный вариант. По этой причине мнение извне не принималось принципиально.

Конструкция самолета отнесена к категории высокоплановых. Ее отличительными чертами считались:

  • наличие стреловидного крыла;
  • неординарное размещение двигателей – в мотогондоле в верхней части крыльев в слегка выдвинутом положении, что дало возможность увеличения подъемной силы, благодаря используемому эффекту Коанда.

К такому методу пришли путем длительных размышлений, и выяснилось, что, если закрылки и предкрылки находятся в отклоненном положении, то реактивная струя как бы прилипает к крыльям, тем самым разгоняя воздушные потоки.

Исходя из законов аэродинамики, повышенная скорость потока способствует уменьшению давления со стороны воздуха. Отсюда следует, что подъемная сила увеличивается прямо пропорционально разности давлений, находящихся как над, так и под крыльями. Все это в целом существенно улучшает взлетно-посадочные характеристики.

На тот момент многие отмечали схожесть самолета со всеми известным Боингом, на фото самолета Ан-72 это отчетливо заметно. Однако авиаконструкторы не соглашались с этим мнением, аргументируя тем, что особенности компоновки связаны с крайней необходимостью создания защиты, препятствующей проникновению посторонних предметов в моторный отсек.

Но и это не останавливало многочисленных критиков, тщательно ищущих и другие схожести в схемах. Как бы там ни было, работы продолжались, и начальными испытаниями в аэротрубе было доказано, что на 20% увеличилась подъемная сила.

Еще одной особенностью данного высокоплана являлось наличие Т-образного хвоста и высокомеханизированных крыльев. Установленный мощный киль оказал позитивное влияние на улучшение устойчивости в пути. Эти факторы дали самолету возможность осуществлять изменения качества управляемости. К числу первых габаритных показателей кабины грузов отнесли параметры 9 х 2.2 х 2.15 м. Расположение грузового люка подразумевало нахождение в хвостовой части. Он закрывался специальной рампой и опускался для того, чтобы принять на борт необходимую самоходную технику.

В кабине присутствуют рольганги, способствующие беспрепятственному перемещению грузов разрешенного размера и веса. Кабина Ан-72 сконструирована с учетом всех требований герметичности и снабжена высокотехнологичной системой кондиционирования.

Строительство было закончено в 1977 году, в самый разгар лета, и практически в этот же период произведен первый полет. Несмотря на то что самолет не прошел весь ряд необходимых испытаний, принято решение о начале запуска программы, серийного выпуска этого авиаперевозчика.

Благодаря наличию высоких эксплуатационных характеристик, самолету удалось установить более 20 рекордов в мировой авиации. Аэрокосмический салон в Ле-Буржэ впервые увидел результат работы наших авиаконструкторов в 1979 году. Первый «Ан» серийного производства увидел небо в декабре XIX века.

Кабина Ан-72

Модификации

Модификации семейства самолётов Ан-72[3]
Тип Описание Единиц построено
Ан-71 Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). 3
Ан-72(по заводским документам — 72.04) Транспортный самолёт. ~ 35
Ан-72(по заводским документам — 72.10) Пассажирский самолёт в варианте «салон». ~ 60
Ан-72-100 Транспортный самолёт, сертифицированный по международным нормам.
Ан-72-100Д Пассажирский самолёт в варианте «салон», сертифицированный по международным нормам. Переоборудовались серийные машины. 3
Ан-72А «Арктический» Переделанный опытный Ан-72, в дальнейшем получивший развитие как Ан-74[4]. 1
Ан-72АТ Модификация для перевозки стандартных авиационных контейнеров.
Ан-72В Транспортный самолёт. Экспортная модификация, разработанная по заказу ВВС Перу. 1
Ан-72П Самолёт для несения патрульной службы в прилегающей к побережью 200-мильной морской зоне Прицельно-навигационное и пилотажное оборудование обеспечивает автоматическое самолетовождение на всех этапах полета, вывод самолета в заданную точку, аппаратурный поиск, определение координат надводных судов, их скоростей и курсов движения. Для пресечения действий судов-нарушителей Ан-72П вооружен пушкой ГШ-23Л с 250 снарядами, двумя блоками неуправляемых ракет и четырьмя бомбами калибром 100 кг. Фотооборудование, установленное на самолете, обеспечивает аэрофотосъемку целей в дневное время и с помощью осветительных патронов СФП-2А — в ночное время. 18
Ан-72ПС Поисково-спасательный самолёт. 1
Ан-72Р («изделие 88») Самолёт радиоэлектронной разведки. Разрабатывался как аналог Boeing E-8A J-Stars. Предназначался для радиолокационной разведки и обнаружения на большом расстоянии наземных целей и наведения на них наземных и воздушных средств поражения. (АиВ №3/2008). Переоборудовались серийные машины. 4
Ан-72С Административный самолёт.
Ан-74 Многоцелевой самолёт. Создавался для применения в условиях , имеются модификации как гражданские, так и военные (патрульные и военно-транспортные). 81

Лётные происшествия

Потери

Дата Бортовой номер Место происшествия Жертвы Краткое описание
16.09.1991

74002

Ленск

13/13 Взлёт с перегрузом, разрушение механизации в воздухе[1], упал в лес. Погибло 6 членов экипажа и 7 пассажиров.
23.10.1994

72960

Воркута

0/34 Борт ФПС РФ. Отказ гидросистемы при наборе высоты, при посадке самолёт выкатился с ВПП[1].[5]
10.02.1995

72966

около Гостомеля

0/3+ При сопровождении Ан-70, потерявшего управление в испытательном полёте, столкнулся с ним в воздухе[6][7]. Произвёл аварийную посадку в Гостомеле. Списан, кабина и часть фюзеляжа были использованы для тренажёра[3].
23.12.1996

н. д.

Нагурское

0/24 Борт ФПС РФ. Выкатился с ВПП при аварийной посадке в сложных метеоусловиях. Самолёт пилотировал полковник В. В. Таланов, который в 1994 году совершил на Ан-72 аварийную посадку в Воркуте[8].
22.12.1997

ER‑ACF

Атлантический океан 5/5 Исчез при полёте над океаном. Возможно, был сбит самолётом ВВС Анголы[1].
06.10.2000

TL‑ACW

Лузамба

0/10 При посадке экипаж забыл выпустить шасси, сел на брюхо и вылетел с ВПП[1].
21.04.2002

ES‑NOP

Вамена

0/4 Грубая посадка с разрушением носовой стойки шасси и последовавший пожар[1].
25.12.2012

UP‑72859

Шымкент

27/27 Самолёт Пограничной службы КНБ Казахстана в сложных метеоусловиях потерпел катастрофу при выполнении четвёртого разворота в процессе захода на посадку в аэропорт Шымкент. Самолёт рухнул в карьер местного цементного завода с высоты 800 метров. Ошибка экипажа в сочетании с отказом радиовысотомера и автопилота.

Инциденты

  • 5 июля 1994 года Ан-72В (72966) выполнял перелёт из Новосибирска в Киев. На борту находилась делегация АНТК, пилотировал самолёт заслуженный лётчик-испытатель СССР Герой Советского Союза В. В. Мигунов. В полёте произошёл тепловой разгон аккумуляторной батареи с последующим обесточиванием бортового оборудования. В том числе перестали проходить команды к исполнительным механизмам выпуска шасси и механизации крыла, топливо могло вырабатываться только из третьей группы баков. Ан-72 совершил аварийную посадку в аэропорту Кургана на скорости 340 км/ч (нормальная посадочная — 220 км/ч), при пробеге произошло разрушение правого заднего пневматика и самолёт на скорости 50 км/ч выкатился с ВПП. Никто из пассажиров и экипажа серьёзно не пострадал[3].
  • 7 июля 2000 года при полёте из Моздока в Москву произошла разгерметизация самолёта. Экипаж не отреагировал на предупреждающий сигнал и продолжил полёт. В результате из-за наступившей гипоксии экипаж и пассажиры полностью потеряли работоспособность. Самолёт с высоты 8500 метров начал неуправляемое снижение. Находящийся в кабине в качестве пассажира полковник Валерий Геннадьевич Шалагин смог привести в чувство членов экипажа, которым удалось восстановить управление полётом. Самолёт совершил посадку в аэропорту Ростова-на-Дону в штатном режиме. По результатам расследования происшествия экипаж был уволен[9].

История разработки

В 1956 году Военно-транспортная авиация (ВТА) получила статус отдельного рода войск ВВС. В этом же году командующим ВТА были сформулированы и характеристики, которыми должен был обладать самолет, отвечающий требованиям стандартов тех времен. Взлет и посадка должны были осуществляться, в том числе и с грунта, с площадок ограниченных размеров.

Летать самолет должен был в сложных метеоусловиях, как днем, так и ночью. Самолет должен был иметь грузовую кабину, оборудованную лебедкой и грузоподъемником, широкий люк в хвостовой части и загрузочный трап. Высоко расположенное крыло стало характерной отличительной чертой бортов ВТА.

В начале 70х годов высшие чины соединений ВВС стали понимать, что служивший верой и правдой АН-26 уже не справляется с объемом растущих задач тех времен.Этот машина являлась, по сути, небольшой модификацией поступившего на вооружение СССР турбовинтового АН-24 в 1959 году.

Вскоре объединенному конструкторскому бюро имени Олега Антонова пришла идея смоделировать самолет, который станет достойным сменщиком АН-26.

Работа в КБ закипела в конце 1970 года, после того как их первоначальные разработки были одобрены командующими ВВС. А чуть позднее ВВС убедили Генерального Секретаря ЦК КПСС и Совмин СССР подписать указ о выделении из бюджета страны довольно больших денег на создание. АН-72 должен был получиться мобильным воздушным судном, пригодным для широкого спектра задач. Он должен быть годным и для перевозки личного состава и техники, выброски грузов и снабжения, при этом приземляться и взлетать с малопригодных площадок и иметь высокие показатели грузоподъемности.

АН-72 в КБ окрестили кодовым названием «самолет 200» и назначили ведущим одного из перспективных конструкторов того времени — Орлова Я. Г. Он довольно четко очертил границы направлений сборки воздушного. Опираясь на требования штаба ВВС, за основу (для получения от образца максимального КПД) было взято применение эффекта Коанда.

https://youtube.com/watch?v=38759k_hdmA%3Ffeature%3Doembed%26wmode%3Dopaque

Установили турбореактивные двигатели. Румынский ученый Анри Коанд выявил закономерность движения струи из сопла еще в 1932 году. В авиации учитывается атмосферное давление и разница в плотностях струй естественных воздушных потоков и струи исходящей из сопла турбореактивного двигателя. За счет выбора оптимальных режимов работы, в сравнении с турбовинтовыми образцами, в разы подскакивала не только подъемная сила, но и положение «самолета 200» становилось гораздо устойчивее. Это отлично продемонстрировали первые испытания моделей АН-72 в аэродинамических трубах.

Читайте так же:  Как добраться до аэропорта Курумоч из Самары

Самолет Ан-72 — видео

https://youtube.com/watch?v=UUsdJt6jK_8%3Frel%3D0%26fs%3D1%26wmode%3Dtransparent

На начальном этапе разработка велась в инициативном порядке самим ОКБ и встретила поддержку Главного штаба ВВС. После согласования и утверждения ВВС и МАП тема легкого фронтового транспортного самолета была включена в план работ ОКБ. По решению правительства СССР работа по «самолету 200» (под таким шифром самолет фигурировал в проектной документации) была начата. Ведущим конструктором по самолету был Я.Г. Орлов. Уверенность в выбранной схеме была столь велика, что другие компоновочные варианты практически не рассматривались. Внешне самолет очень напоминает американский «Боинг» YC-14, хотя сам O.K. Антонов, говоря о выбранной схеме, делал упор на то, что сходство это возникло ради защиты двигателей от попадания в них посторонних предметов. Но все же без влияния «Боинга» здесь не обошлось, тем более что, кроме схожести схемы, можно обнаружить и похожие технические решения.Продувки моделей самолетов в аэродинамических трубах подтвердили теоретические расчеты. Прирост подъемной силы был довольно значительным и на некоторых режимах достигал 20%. На специальных натурных стендах изучалось взаимодействие крыла, закрылка и двигателя. Для увеличения обдуваемой поверхности двигатели были вынесены перед центропланом, а их гондолам сзади придана форма, «размазывающая» выхлопную струю по крылу.

Самолет Ан-72 выполнен по схеме высокоплана с сильно механизированным крылом и Т-образным хвостовым оперением. Такая схема еще при продувках в аэродинамической трубе вызывает образование вихрей в месте стыка крыла и фюзеляжа в зависимости от угла атаки. При полете самолета его управляемость могла изменяться, поэтому хвостовому оперению была придана Т-образная форма, а по бокам хвостовой части установлены большие гребни, снижающие вредную интерференцию. Для обеспечения путевой устойчивости на самолете установили мощный киль. Фюзеляж самолета имеет вместительную грузовую кабину длиной 9 м, высотой 2,2 м и шириной 2,15 м. Большой грузовой люк оригинальной конструкции расположен в хвостовой части фюзеляжа. Его проем закрыт рампой, которую можно опускать на землю для въезда самоходной техники. По рольгангам, установленным на полу кабины, можно легко перемещать любые грузы. Кабина герметична, оборудована системой кондиционирования воздуха.Проектирование «самолета 200» шло быстрыми темпами, а на Киевском заводе уже готовилась подготовка к производству. Летом 1977 г. сборка самолета была закончена, и 31 августа состоялся первый полет. Пилотировал его экипаж во главе с летчиком-испытателем В.И. Терским. Решение о серийном производстве приняли, не дожидаясь конца испытаний, которые проводились на Харьковском авиазаводе. На самолете было установлено свыше 20 мировых рекордов в разных весовых категориях.

История появления

Разработка военно-транспортного Ан-72 началась с целью замены турбовинтового Ан-26 в 1972 году в инициативном порядке в ОКБ Антонова. В качестве ведущего конструктора назначили Я.Г.Орлова. В качестве силовой установки было решено задействовать ДТРД Д-36 Запорожского МКБ «Прогресс», габариты которых были единственными подходившими по размерности. Для начала конструирования официальным основанием стало совместное решение ВВС, МГА и МАП от 27 мая 1974 года. Уже в мае 1975 года макет будущего самолета Ан-72 был продемонстрирован комиссии во главе с П.В.Базановым.

В июне 1976 года было издано Постановление СМ СССР, а также №558-186 о создании Ан-72. К новинке предъявлялось требование обеспечить короткий взлет и посадку. С данной целью крыло было оснащено развитой механизацией. Чтобы увеличить подъемную силу крыла на взлете конструкторы решили обдувать выхлопными струями двигателей закрылки, применяя эффект Коанда

К тому же высокое расположение двигателей защищало их от попадания различных посторонних предметов, что было важно во время базирования на грунтовых аэродромах. Применение автоматизированной навигационной системы, которая сопряжена с РЛС, позволило в экипаже отказаться от штурмана, что было впервые на советском военно-транспортном самолете

В 1977 году построен первый грузовой прототип на Киевском авиазаводе. Первый его полет был выполнен под пилотированием летчика-испытателя В.И.Терского 31 августа 1977 года. В том же году приступили к летным испытаниям второго прототипа. На Киевском авиазаводе в 1978 году приступили к подготовке по серийному производству. Было произведено 5 Ан-72, однако из-за загрузки предприятия производство Ан-72 передали на Харьковский авиазавод. При освоении производства в конструкцию вносились технические изменения, чтобы увеличить дальности полета. В результате размах крыла увеличен на 5,4 м, фюзеляж удлинён на 1,4 м. При этом взлетная масса выросла на 10 т, снизилась скорость, а также немного ухудшились взлетно-посадочные характеристики. В 1979 году на аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже Ан-72 впервые продемонстрировали широкой публике. Первый серийный Ан-72 взлетел в небо 1985 году, в декабре.

Технические характеристики

Самолет Ан-72 имеет следующие технические характеристики:

  • Двигатели — Д-36.
  • Взлетная тяга составляет 2х6500 кгс.
  • Размах крыла составляет 31,89 м.
  • Длина составляет 28,068 м.
  • Высота составляет 8,65 м.
  • Площадь крыла составляет 102 м2.
  • Габаритная длина (без рампы) грузовой кабины составляет 10,50 м.
  • Габаритная ширина (по полу) грузовой кабины составляет 2,15 м.
  • Габаритная высота грузовой кабины составляет 2,20 м.
  • Масса пустого самолета составляет 19,05 т.
  • Масса взлетная нормальная составляет 27,5 т.
  • Масса взлетная максимальная составляет 34,5 т.
  • Запас топлива составляет 12950 кг.
  • Максимальная масса коммерческой нагрузки составляет 7500 кг.
  • Максимальная скорость составляет 720 км/ч.
  • Крейсерская скорость составляет 550-600 км/ч.
  • Дальность полета с максимальной нагрузкой составляет 1000 км.
  • Перегоночная дальность полета составляет 4300 км.
  • Практический потолок составляет 10100 м.
  • Длина разбега составляет 620 м.
  • Длина пробега составляет 420 м.
  • Экипаж составляет 3 человека.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 [russianplanes.net/planelist/Antonov/An-72/74 Реестр самолётов типа Антонов Ан-72/74]
  2. [lenta.ru/articles/2013/07/12/physics/ Lenta.ru: Наука и техника: Оружие: От Коппа-Этчеллса до Прандтля-Глоерта]
  3. 1 2 3 «Авиация и время» № 3/2008 // Ростислав Мараев «Реактивный вездеход»
  4. [russianplanes.net/REGINFO/2590 Антонов Ан-74 CCCP-72003]
  5. [tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201511031409-gek9.htm Как я падал в самолете: воспоминания уцелевшего в авиакатастрофе]
  6. [novaukraina.org/news/ Ан-70: последние 23 секунды жизни самолёта и экипажа]
  7. [mreadz.com/read16539/p82 «Лётный риск». Владимир Ткаченко]
  8. В. С. Новиков. Крылья границы. — М.: Граница, 2008. — С. 279. — 1500 экз. — ISBN 978-5-98759-035-5.
  9. [fsfi.avia.ru/reviews/review76.shtml Награды за безопасность полетов, 2003 год // Некоммерческое партнерство «Безопасность полетов»]
  10. [www.sovsekretno.ru/magazines/article/2709 Смертельное пике Ан-72 // «Совершенно секретно»]
  11. The Military Balance 2016,p.430
  12. The Military Balance 2016,p.193
  13. The Military Balance 2016,p.195
  14. The Military Balance 2016,p.200
  15. The Military Balance 2016,p.201
  16. The Military Balance 2016,p.186
  17. The Military Balance 2016,p.343
  18. The Military Balance 2016,p.188
  19. The Military Balance 2016,p.471
  20. The Military Balance 2016,p.206
  21. [spotters.net.ua/search/?airline=Ukraine+-+National+Guard Spotters.Aero — Результат поиска]
  22. The Military Balance 2016,p.443

Лётные происшествия

Потери

Дата Бортовой номер Место происшествия Жертвы Краткое описание
16.09.1991 74002 Ленск 13/13 Взлёт с перегрузом, разрушение механизации в воздухе[1], упал в лес. Погибло 6 членов экипажа и 7 пассажиров.
23.10.1994 72960 Воркута 0/34 Борт ФПС РФ. Отказ гидросистемы при наборе высоты, при посадке самолёт выкатился с ВПП[1].[5]
10.02.1995 72966 около Гостомеля 0/3+ При сопровождении Ан-70, потерявшего управление в испытательном полёте, столкнулся с ним в воздухе[6][7]. Произвёл аварийную посадку в Гостомеле. Списан, кабина и часть фюзеляжа были использованы для тренажёра[3].
23.12.1996 н. д. Нагурское 0/24 Борт ФПС РФ. Выкатился с ВПП при аварийной посадке в сложных метеоусловиях. Самолёт пилотировал полковник В. В. Таланов, который в 1994 году совершил на Ан-72 аварийную посадку в Воркуте[8].
22.12.1997 ER‑ACF Атлантический океан 5/5 Исчез при полёте над океаном. Возможно, был сбит самолётом ВВС Анголы[1].
06.10.2000 TL‑ACW Лузамба 0/10 При посадке экипаж забыл выпустить шасси, сел на брюхо и вылетел с ВПП[1].
21.04.2002 ES‑NOP Вамена 0/4 Грубая посадка с разрушением носовой стойки шасси и последовавший пожар[1].
25.12.2012 UP‑72859 Шымкент 27/27 Самолёт Пограничной службы КНБ Казахстана в сложных метеоусловиях потерпел катастрофу при выполнении четвёртого разворота в процессе захода на посадку в аэропорт Шымкент. Самолёт рухнул в карьер местного цементного завода с высоты 800 метров. Ошибка экипажа в сочетании с отказом радиовысотомера и автопилота.

Инциденты

  • 5 июля 1994 года Ан-72В (72966) выполнял перелёт из Новосибирска в Киев. На борту находилась делегация АНТК, пилотировал самолёт заслуженный лётчик-испытатель СССР Герой Советского Союза В. В. Мигунов. В полёте произошёл тепловой разгон аккумуляторной батареи с последующим обесточиванием бортового оборудования. В том числе перестали проходить команды к исполнительным механизмам выпуска шасси и механизации крыла, топливо могло вырабатываться только из третьей группы баков. Ан-72 совершил аварийную посадку в аэропорту Кургана на скорости 340 км/ч (нормальная посадочная — 220 км/ч), при пробеге произошло разрушение правого заднего пневматика и самолёт на скорости 50 км/ч выкатился с ВПП. Никто из пассажиров и экипажа серьёзно не пострадал[3].
  • 7 июля 2000 года при полёте из Моздока в Москву произошла разгерметизация самолёта. Экипаж не отреагировал на предупреждающий сигнал и продолжил полёт. В результате из-за наступившей гипоксии экипаж и пассажиры полностью потеряли работоспособность. Самолёт с высоты 8500 метров начал неуправляемое снижение. Находящийся в кабине в качестве пассажира полковник Валерий Геннадьевич Шалагин смог привести в чувство членов экипажа, которым удалось восстановить управление полётом. Самолёт совершил посадку в аэропорту Ростова-на-Дону в штатном режиме. По результатам расследования происшествия экипаж был уволен[9].

Лётные происшествия

Потери

Дата Бортовой номер Место происшествия Жертвы Краткое описание
16.09.1991 74002 Ленск 13/13 Взлёт с перегрузом, разрушение механизации в воздухе[1], упал в лес. Погибло 6 членов экипажа и 7 пассажиров.
23.10.1994 72960 Воркута 0/34 Борт ФПС РФ. Отказ гидросистемы при наборе высоты, при посадке самолёт выкатился с ВПП[1].[6]
10.02.1995 72966 около Гостомеля 0/3 При сопровождении Ан-70, потерявшего управление в испытательном полёте, столкнулся с ним в воздухе[7][8]. Произвёл аварийную посадку в Гостомеле. Списан, кабина и часть фюзеляжа были использованы для тренажёра[4].
23.12.1996 н. д. Нагурское 0/24 Борт ФПС РФ. Выкатился с ВПП при аварийной посадке в сложных метеоусловиях. Самолёт пилотировал полковник В. В. Таланов, который в 1994 году совершил на Ан-72 аварийную посадку в Воркуте[9].
22.12.1997 ER‑ACF Атлантический океан 5/5 Исчез при полёте над океаном. Возможно, был сбит самолётом ВВС Анголы[1].
06.10.2000 TL‑ACW Лузамба 0/10 При посадке экипаж забыл выпустить шасси, сел на брюхо и вылетел с ВПП[1].
21.04.2002 ES‑NOP Вамена 0/4 Грубая посадка с разрушением носовой стойки шасси и последовавший пожар[1].
25.12.2012 UP‑72859 Шымкент 27/27 Самолёт Пограничной службы КНБ Казахстана в сложных метеоусловиях потерпел катастрофу при выполнении четвёртого разворота в процессе захода на посадку в аэропорт Шымкент. Самолёт рухнул в карьер местного цементного завода с высоты 800 метров. Ошибка экипажа в сочетании с отказом радиовысотомера и автопилота.

Инциденты

  • 5 июля 1994 года Ан-72В (72966) выполнял перелёт из Новосибирска в Киев. На борту находилась делегация АНТК, пилотировал самолёт заслуженный лётчик-испытатель СССР Герой Советского Союза В. В. Мигунов. В полёте произошёл тепловой разгон аккумуляторной батареи с последующим обесточиванием бортового оборудования. В том числе перестали проходить команды к исполнительным механизмам выпуска шасси и механизации крыла, топливо могло вырабатываться только из третьей группы баков. Ан-72 совершил аварийную посадку в аэропорту Кургана на скорости 340 км/ч (нормальная посадочная — 220 км/ч), при пробеге произошло разрушение правого заднего пневматика и самолёт на скорости 50 км/ч выкатился с ВПП. Никто из пассажиров и экипажа серьёзно не пострадал[4].
  • 7 июля 2000 года при полёте из Моздока в Москву произошла разгерметизация самолёта. Экипаж не отреагировал на предупреждающий сигнал и продолжил полёт. В результате из-за наступившей гипоксии экипаж и пассажиры полностью потеряли работоспособность. Самолёт с высоты 8500 метров начал неуправляемое снижение. Находящийся в кабине в качестве пассажира полковник Валерий Геннадьевич Шалагин смог привести в чувство членов экипажа, которым удалось восстановить управление полётом. Самолёт совершил посадку в аэропорту Ростова-на-Дону в штатном режиме. По результатам расследования происшествия экипаж был уволен[10].

Операторы

  • Ангола Ангола — 8 Ан-72, по состоянию на 2016 год [12]
  • Россия Россия 
    • Авиация Военно-Морского Флота Российской Федерации — 6 Ан-72, по состоянию на 2016 год[13]
    • Воздушно-космические силы Российской Федерации — 25 Ан-72, по состоянию на 2016 год[14]
    • Пограничная служба Федеральной службы безопасности Российской Федерации — некоторое количество Ан-72, по состоянию на 2016 год[15]
    • Войска национальной гвардии России — 6 Ан-72, по состоянию на 2016 год[16]
  • Казахстан Казахстан — 2 Ан-72, по состоянию на 2016 год [17]
  • Ливия Ливия — более одной единицы Ан-72, по состоянию на 2016 год [18]
  • Молдавия Молдавия — 2 Ан-72, по состоянию на 2016 год [19]
  • Судан Судан — 2 Ан-72, по состоянию на 2016 год [20]
  • Украина Украина — 2 единицы Ан-72 в Национальной гвардии Украины и некоторое количество Ан-72П в Пограничная служба Украины, по состоянию на 2016 год[21][22]
  • Экваториальная Гвинея Экваториальная Гвинея — 2 Ан-72, по состоянию на 2016 год
Читайте так же:  Характеристики самолета F-35

Ссылки

  • [www.antonov.com/aircraft/antonov-gliders-and-airplanes/an-72 Ан-72 на сайте ОКБ им. О. К. Антонова]
  • [scalemodels.ru/modules/photo/viewcat_cid_293.html Фотообход Ан-72П]

Самолёты ОКБ им. О. К. Антонова

Многоцелевые

ОКА-38 •
Ан-2 •
Ан-2М •
Ан-2СХ •
Ан-3 •
Ан-14 «Пчёлка»

Гидросамолёты

Ан-4

Пассажирские игрузо-пассажирские

Ан-10 •
Ан-24 •
Ан-28 •
Ан-38 •
Ан-140 •
Ан-148 •
Ан-158

Специального назначения

Ан-6 •
Ан-30 •
Ан-71

Транспортные ивоенно-транспортные

Ан-8 •
Ан-12 •
Ан-22 «Антей» •
Ан-26 •
Ан-32 •
Ан-34 •
Ан-70 •
Ан-72 •
Ан-74 •
Ан-74ТК-300 •
Ан-178 •
Ан-124 «Руслан» •
Ан-225 «Мрия»

Экспериментальные

Ан-714 •
ВП •
Изделие 181 •
ЛЕМ-2 •
Э-153

Проекты

А-6 •
АЕ •
Ан-3 •
Ан-16 •
Ан-20 •
Ан-25 •
Ан-30 •
Ан-40 •
Ан-42 •
Ан-44 •
Ан-50 •
Ан-50 •
Ан-77 •
Ан-88 •
Ан-112 •
Ан-122 •
Ан-128 •
Ан-132 •
Ан-142 •
Ан-168 •
Ан-170 •
Ан-171 •
Ан-180 •
Ан-188 •
Ан-218 •
Ан-325 •
Ан-Бк-1_«Горлиця» •
ДТ-5/8 •
М •
Н •
Пчела •
Р •
СКВ •
У

Планёры

А-1 •
А-2 •
А-3 •
А-7 •
А-9 •
А-10 •
А-11 •
А-13 •
А-15 •
А-40 •
БА-1 •
БС-3 •
БС-4 •
БС-5 •
Голубь •
Город Ленина •
ДиП •
ИМ-1 •
ИП-2 •
М-1 •
М-2 •
М-3 •
М-4 •
М-5 •
М-6 •
ОКА-1 •
ОКА-2 •
ОКА-3 •
ОКА-5 •
ОКА-7 •
ОКА-8 •
ОКА-9 •
ОКА-12 •
ОКА-14 •
ОКА-21 •
ОКА-23 •
ПС-1 •
ПС-2 •
Рот Фронт-1 •
Рот Фронт-2 •
Рот Фронт-3 •
Рот Фронт-4 •
Рот Фронт-5 •
Рот Фронт-6 •
Рот Фронт-7 •
Рот Фронт-8 •
РЭ-1 •
РЭ-2 •
РЭ-3 •
РЭ-4 •
РЭ-5 •
РЭ-6 •
Стандарт-1 •
Стандарт-2 •
УС-1 •
УС-2 •
УС-3 •
УС-4 •
УС-5 •
УС-6 •
Шесть условий

СЛА

Модификации

Модификации семейства самолётов Ан-72[3]
Тип Описание Единиц построено
Ан-71 Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). 3
Ан-72(по заводским документам — 72.04) Транспортный самолёт. ~ 35
Ан-72(по заводским документам — 72.10) Пассажирский самолёт в варианте «салон». ~ 60
Ан-72-100 Транспортный самолёт, сертифицированный по международным нормам.
Ан-72-100Д Пассажирский самолёт в варианте «салон», сертифицированный по международным нормам. Переоборудовались серийные машины. 3
Ан-72А «Арктический» Переделанный опытный Ан-72, в дальнейшем получивший развитие как Ан-74[4]. 1
Ан-72АТ Модификация для перевозки стандартных авиационных контейнеров.
Ан-72В Транспортный самолёт. Экспортная модификация, разработанная по заказу ВВС Перу. 1
Ан-72П Самолёт для несения патрульной службы в прилегающей к побережью 200-мильной морской зоне Прицельно-навигационное и пилотажное оборудование обеспечивает автоматическое самолетовождение на всех этапах полета, вывод самолета в заданную точку, аппаратурный поиск, определение координат надводных судов, их скоростей и курсов движения. Для пресечения действий судов-нарушителей Ан-72П вооружен пушкой ГШ-23Л с 250 снарядами, двумя блоками неуправляемых ракет и четырьмя бомбами калибром 100 кг. Фотооборудование, установленное на самолете, обеспечивает аэрофотосъемку целей в дневное время и с помощью осветительных патронов СФП-2А — в ночное время. 18
Ан-72ПС Поисково-спасательный самолёт. 1
Ан-72Р («изделие 88») Самолёт радиоэлектронной разведки. Разрабатывался как аналог Boeing E-8A J-Stars. Предназначался для радиолокационной разведки и обнаружения на большом расстоянии наземных целей и наведения на них наземных и воздушных средств поражения. (АиВ №3/2008). Переоборудовались серийные машины. 4
Ан-72С Административный самолёт.
Ан-74 Многоцелевой самолёт. Создавался для применения в условиях , имеются модификации как гражданские, так и военные (патрульные и военно-транспортные). 81

Операторы

  • Ангола Ангола — 8 Ан-72, по состоянию на 2016 год [11]
  • Россия Россия 
    • Авиация Военно-Морского Флота Российской Федерации — 6 Ан-72, по состоянию на 2016 год[12]
    • Воздушно-космические силы Российской Федерации — 25 Ан-72, по состоянию на 2016 год[13]
    • Пограничная служба Федеральной службы безопасности Российской Федерации — некоторое количество Ан-72, по состоянию на 2016 год[14]
    • Войска национальной гвардии России — 6 Ан-72, по состоянию на 2016 год[15]
  • Казахстан Казахстан — 2 Ан-72, по состоянию на 2016 год [16]
  • Ливия Ливия — более одной единицы Ан-72, по состоянию на 2016 год [17]
  • Молдавия Молдавия — 2 Ан-72, по состоянию на 2016 год [18]
  • Судан Судан — 2 Ан-72, по состоянию на 2016 год [19]
  • Украина Украина — 2 единицы Ан-72 в Национальной гвардии Украины и некоторое количество Ан-72П в Пограничной службе Украины, по состоянию на 2016 год[20][21]
  • Экваториальная Гвинея Экваториальная Гвинея — 2 Ан-72, по состоянию на 2016 год

Операторы

  • Ангола Ангола — 8 Ан-72, по состоянию на 2016 год [11]
  • Россия Россия 
    • Авиация Военно-Морского Флота Российской Федерации — 6 Ан-72, по состоянию на 2016 год[12]
    • Воздушно-космические силы Российской Федерации — 25 Ан-72, по состоянию на 2016 год[13]
    • Пограничная служба Федеральной службы безопасности Российской Федерации — некоторое количество Ан-72, по состоянию на 2016 год[14]
    • Войска национальной гвардии России — 6 Ан-72, по состоянию на 2016 год[15]
  • Казахстан Казахстан — 2 Ан-72, по состоянию на 2016 год [16]
  • Ливия Ливия — более одной единицы Ан-72, по состоянию на 2016 год [17]
  • Молдавия Молдавия — 2 Ан-72, по состоянию на 2016 год [18]
  • Судан Судан — 2 Ан-72, по состоянию на 2016 год [19]
  • Украина Украина — 2 единицы Ан-72 в Национальной гвардии Украины и некоторое количество Ан-72П в Пограничной службе Украины, по состоянию на 2016 год[20][21]
  • Экваториальная Гвинея Экваториальная Гвинея — 2 Ан-72, по состоянию на 2016 год

Лётные происшествия

Потери

Дата Бортовой номер Место происшествия Жертвы Краткое описание
16.09.1991 74002 Ленск 13/13 Взлёт с перегрузом, разрушение механизации в воздухе[1], упал в лес. Погибло 6 членов экипажа и 7 пассажиров.
23.10.1994 72960 Воркута 0/34 Борт ФПС РФ. Отказ гидросистемы при наборе высоты, при посадке самолёт выкатился с ВПП[1].[5]
10.02.1995 72966 около Гостомеля 0/3+ При сопровождении Ан-70, потерявшего управление в испытательном полёте, столкнулся с ним в воздухе[6][7]. Произвёл аварийную посадку в Гостомеле. Списан, кабина и часть фюзеляжа были использованы для тренажёра[3].
23.12.1996 н. д. Нагурское 0/24 Борт ФПС РФ. Выкатился с ВПП при аварийной посадке в сложных метеоусловиях. Самолёт пилотировал полковник В. В. Таланов, который в 1994 году совершил на Ан-72 аварийную посадку в Воркуте[8].
22.12.1997 ER‑ACF Атлантический океан 5/5 Исчез при полёте над океаном. Возможно, был сбит самолётом ВВС Анголы[1].
06.10.2000 TL‑ACW Лузамба 0/10 При посадке экипаж забыл выпустить шасси, сел на брюхо и вылетел с ВПП[1].
21.04.2002 ES‑NOP Вамена 0/4 Грубая посадка с разрушением носовой стойки шасси и последовавший пожар[1].
25.12.2012 UP‑72859 Шымкент 27/27 Самолёт Пограничной службы КНБ Казахстана в сложных метеоусловиях потерпел катастрофу при выполнении четвёртого разворота в процессе захода на посадку в аэропорт Шымкент. Самолёт рухнул в карьер местного цементного завода с высоты 800 метров. Ошибка экипажа в сочетании с отказом радиовысотомера и автопилота.

Инциденты

  • 5 июля 1994 года Ан-72В (72966) выполнял перелёт из Новосибирска в Киев. На борту находилась делегация АНТК, пилотировал самолёт заслуженный лётчик-испытатель СССР Герой Советского Союза В. В. Мигунов. В полёте произошёл тепловой разгон аккумуляторной батареи с последующим обесточиванием бортового оборудования. В том числе перестали проходить команды к исполнительным механизмам выпуска шасси и механизации крыла, топливо могло вырабатываться только из третьей группы баков. Ан-72 совершил аварийную посадку в аэропорту Кургана на скорости 340 км/ч (нормальная посадочная — 220 км/ч), при пробеге произошло разрушение правого заднего пневматика и самолёт на скорости 50 км/ч выкатился с ВПП. Никто из пассажиров и экипажа серьёзно не пострадал[3].
  • 7 июля 2000 года при полёте из Моздока в Москву произошла разгерметизация самолёта. Экипаж не отреагировал на предупреждающий сигнал и продолжил полёт. В результате из-за наступившей гипоксии экипаж и пассажиры полностью потеряли работоспособность. Самолёт с высоты 8500 метров начал неуправляемое снижение. Находящийся в кабине в качестве пассажира полковник Валерий Геннадьевич Шалагин смог привести в чувство членов экипажа, которым удалось восстановить управление полётом. Самолёт совершил посадку в аэропорту Ростова-на-Дону в штатном режиме. По результатам расследования происшествия экипаж был уволен[9].

Конструкционные особенности

Каждое воздушное судно имеет свои особенности, касающиеся конструкции. Данная модель не исключение. Ее отличают следующие характеристики:

  • проектирование основано на установке двигателей непосредственно над крыльями с целью использования эффекта Коанда и получения максимальной подъемной силы;
  • наличие высокомеханизированных крыльев, оснащенных трапециевидными консолями в дополнении с прямым центропланом, имеет большое удлинение;
  • имеет высокоэффективный реверс ковшовой разновидности, а также мощные шасси, которые в свою очередь подразумевают наличие независимых подвесок основных стоек, а также грузолюка с обязательной рампой;
  • изготовление самолета подразумевает использование цельнометаллического полотна, в основе которого стоят композиционные материалы высокой степени прочности;
  • шасси принадлежат к пятиопорному типу;
  • оснащение грузовой кабины подразумевает наличие швартовочных устройств, откидных сидений для последующего десантирования военных, карн-балки. Из ее люков допустимо сбрасывание буев, спасательных плотов, дополнительное заряды подвешиваются при помощи тельферов.

Фото внутри дает возможность воссоздания картины происходящего.

Длительный период эксплуатации показал, что самолет в полном объеме оправдал свое прямое предназначение, связанное с десантированием и перевозкой войск, штатной техники, вооружения. Также срочной доставкой уже действующим войскам необходимого оружия, боеприпасов разного уровня, а также в целях эвакуации больных и раненых.

Мощная механизация крыла и повышенные показатели тяговой силы дали возможность производить короткий взлет и посадку. Применение специальных технологий, касающихся расположения двигателей, позволило как избежать попадания различных предметов, так и обеспечить увеличение показателей коэффициента силы подъема, что непосредственно связано с обдувом верхних поверхностей крыльев и закрылков струями газа, исходящими из двигателей. Это также оказывает влияние на снижение уровня шума в кабине самолета.

Кроме того, самолет способен разместить на своем борту максимальное количество людей (без учета экипажа). Оборудование бортовое дает возможность выполнения любых поставленных транспортно-десантных задач в любое время дня и ночи; при любых, даже самых тяжелых метеоусловиях. К его числу относится радиосвязь, навигационный и пилотажный комплекс, система, препятствующая обледенению, оборудование рольгангового типа. Два генератора переменного тока являются главными источниками электроэнергии, а благодаря двум аккумуляторным батареям можно производить запуск автономного режима, касающегося силовой установки вспомогательной направленности не только в условиях полета, но и на земле.

Даже сейчас эти модели успешно выполняют поставленные им задачи, хоть прошли определенные моменты улучшения по своим конструкционным показателям. Надеемся, вам будет полезна информация об этой модели самолетов.

https://youtube.com/watch?v=6c3YoDspTQs%3Fenablejsapi%3D1%26autoplay%3D0%26cc_load_policy%3D0%26iv_load_policy%3D1%26loop%3D0%26modestbranding%3D0%26rel%3D1%26showinfo%3D1%26fs%3D1%26theme%3Ddark%26color%3Dred%26autohide%3D2%26controls%3D2%26playsinline%3D0%26

Технические характеристики Ан-72

Техарактеристики и  ТТХ  включают в себя такие главные параметры:

  • работа осуществляется при помощи двигателей Д №36;
  • тяга при взлете распределяется с показателями 2 х 6.5 тыс. кгс;
  • про размах крыла сказано, что его длина составляет около 31.8 метра, это при площади в 102 кв. метра;
  • параметры длины составляют 28 метров, а высоты – около 9 метров (точнее 8.65);
  • габаритные параметры грузкабины без учета рампы равны 10.5 м, а ширины. не учитывая параметры пола, составили 2.15 метра, сюда входит также и высота – 2.2 м;
  • грузоподъемность Ан-72 равна 7.5 10 тоннам;
  • пустой самолет весит около 19 тонн, при том, что его взлетная масса равна 27.5 тоннам, а максимальный показатель может составлять около 34.5 т;
  • может содержать в себе топливный запас весом 12 тыс. 950 кг;
  • показатели максимальной скорости равны 720 км/час, значительно ниже показатели крейсерской – от 550 до 600 км/час;
  • при наличии максимальной нагрузки самолет может переносить полеты дальностью в 1 тыс. км;
  • потолочный показатель высоты (практический) – 10 тыс. 100 м;
  • имеет разбег длиной в 620 м;
  • в состав экипажа входят от 3 до 4 человек. Может поднять на борт во время военных действий 58 парашютистов, 68—70 солдат, около 25 носилок в сопровождении медицинского персонала.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: