тульский аэропорт

Как добраться до авиацентра

Из центра Тулы от остановки «Московский вокзал» до бывшего аэропорта (остановка «Аэропорт») можно добраться следующими видами общественного транспорта:

  • троллейбус маршрута № 6;
  • маршрутки № 32 и № 51;
  • городские автобусы № 26, № 44, № 36А.

Время в пути составит примерно 11 минут, надо будет проехать 8 остановок. Стоимость проезда составляет 20 руб., по местной транспортной карте – 15 руб.

Также доехать до аэропорта можно на такси, стоимость услуги – от 200 руб., в зависимости от удаленности начальной точки маршрута следования.

Дополнительная информация. Городской транспорт Тулы работает с 5-00 до 23-30 ежедневно.

Чтобы доехать до Клоково на собственной машине из центра города, нужно двигаться по улице Октябрьской до перекрестка с улицей Карпова, затем после здания автосалона «Смарт-Т» повернуть налево.

Важно! Въезд на территорию авиакомплекса осуществляется только по специальным пропускам. .

Период с 1959 по 1990

Через несколько лет после окончания войны, было принято решение о модернизации аэропорта и переведении его на военно-гражданский режим. Большинство гражданских рейсов стало совершать в нем по большей части транзитные посадки при перелете в Москву.

Клоковское село и его инфраструктура активно развивались. Начали появляться магазины и гостиницы, готовые удовлетворять потребности пассажиров. После того как развитие самолетостроения позволило судам без дозаправки пролетать большее расстояние, содержание объекта стало невыгодным.

Обратите внимание! Из-за удачного климатического фона, в данной области практически ни разу не отложили вылеты по причине погодных условий, что позволяло составлять расписание вылетов без риска срыва полета. Из-за этого он стал важным стратегическим пунктом военной авиации на карте

Основные данные и контакты

  1. Полное наименование – Аэропорт Клоково Тула, а также Тульский авиационный центр;
  2. Расположение – 7,5 км от центра Тулы в северном направлении;
  3. Кодировка согласно данным ИАТА, ИКАО коды:
  • ИАТА – TYA;
  • ИКАО – UUBT.
  1. Контакты:
  • адрес: г. Тула, ул. Октябрьская, д. 304, корп. 3;
  • тел.: +7 961 151-25-35;
  • факс: +7 (4872) 49-48-40;
  • электронная почта – tulavia@mail.ru.
  1. Официальный сайт – http://tulavia.net;
  2. Режим работы: 10-00 – 18-00.

Важно! В настоящее время официальным сайтом считается страница Тульского авиационного центра, который, по сути, является преемником гражданского аэропорта Тулы. .

Сайт авиацентра содержит минимум информации:

  • лента новостей;
  • примерный список услуг, оказываемых авиацентром;
  • контактные данные;
  • информация о разрешительных документах (допуск к полетам КВС и летного инструктора).

По всем интересующим вопросам нужно обращаться по указанным телефонам или электронной почте.

Аэродром с высоты птичьего полета

Краткая историческая справка

История аэропорта Клоково началась в 30-х гг., в годы Великой Отечественной войны здесь базировалась знаменитая дивизия «Нормандия – Неман», летчики которой обучались на самолетах Як-1. Сегодня об этом напоминает аналогичное название бывшего полкового штаба.

После войны, к началу 1950-х гг., здесь на базе 12-й Мгинской Краснознаменной транспортной авиадивизии был сформирован Тульский объединенный авиационный отряд. Авиапарк составляли воздушные суда следующих типов:

  • Ли-2;
  • Ил-12;
  • Ил-14;
  • Ан-2;
  • Ан-8;
  • Як-12;

Регулярное пассажирское авиасообщение было начато в 1959 г. по направлениям:

  • Куркино;
  • Каменский район;
  • Белев;
  • Брянск;
  • Калуга;
  • Рязань;
  • Орел;
  • Москва;

В 60-х гг. введен в эксплуатацию аэровокзал, построенный по типовому проекту тех лет, а в 1974 г. было налажено транспортное сообщение с городом – проложен маршрут троллейбуса.

После первого полета человека в космос в 1961 г. на личный состав были возложены поисковые обязанности – обнаружение и эвакуация капсул и экипажей космонавтов после приземления. Двое из военнослужащих стали космонавтами:

  • летчик-космонавт Зудов В.Д.;
  • Герой СССР летчик-космонавт Коваленок В.В.;

В 1976 г. Мгинская дивизия была передислоцирована, а оставшийся на летной базе 374 военно-транспортный авиаполк продолжил службу. Авиапарк аэропорта пополнился самолетами новых модификаций – АН-24Б, Ан-26Б и Ан-24РВ.

С 1976 г. дополнительно было открыто авиасообщение по следующим направлениям:

  • Волгоград;
  • Гудаута;
  • Минеральные Воды;
  • Краснодар;
  • Адлер;
  • Астрахань;
  • Вильнюс;
  • ;
  • Киев;
  • Одесса и т.д.;

Расписание авиарейсов конца 80-х гг.

Вплоть до 1993 г. аэропорт обслуживал авиарейсы по многим направлениям, пассажирам во время полета за отдельную плату выдавались электронные игрушки типа «Ну, погоди». Из объектов инфраструктуры в аэропорту работало кафе и ресторан с живой музыкой. В 1993 г. авиакомплекс прекратил обслуживание регулярных авиарейсов, авиапарк распродали, а в здании аэровокзала был открыт супермаркет стройматериалов.

После периода застоя с 2011 г. в Клоково располагается военно-транспортная авиаэскадрилья и тренировочная база ВДВ, а в бывшем диспетчерском пункте аэропорта – Центр малой авиации Тулы.

Современное состояние и перспективы будущего восстановления

Сегодня здание бывшего аэровокзала занимает большой торговый центр, его занимает строительный гипермаркет. Часть остатков административных зданий приписана к Тульскому авиационному центру малой авиации.

Аэропорт и его история — предмет интереса для многих историков и краеведов Тульского края. Статьи про Клоково нередко появляются на тематических сайтах.

Также история аэропорта интересует и разнообразных блогеров, которые интересуются историей и заброшенными местами Российской федерации. Видеообзоры того, чтобы осталось на сегодня от аэропорта, можно без особых проблем найти на ютубе, например, вот одно из них.

https://youtube.com/watch?v=5ChjzA_jZsc%3Ffeature%3Doembed

В социальных сетях созданы несколько групп в поддержку восстановления работы аэропорта и превращения его в международный. В основном своим мнения там высказывают жители Тулы.

Некоторые активисты также долго время работали над разработкой проекта восстановления работы аэропорта. Рассматривали самые разнообразные варианта, от реконструкции до перестройки. На данный момент проект расписан и подан в органы местной власти — депутаты рассматривают его.

Все эти инициативы очень хороши, однако вряд ли имеют шанс на успешное завершение. Дело в том, что и само здание и взлетная полоса аэропорта уже слишком сильно разрушены для того, чтобы можно было восстановить работу. Вероятнее всего для того, чтобы пустить сюда регулярные рейсы необходимо полностью снести все оставшееся и отстроить заново. За почти двадцать пять лет, которые прошли с момент закрытия, в ближайших городах уже выросли международные аэропорта. Строить еще один в непосредственной близости от них — крайне нерентабельно, поэтому, скорее всего, тульский аэропорт Клоково навсегда останется легендой.

Примечания

  1. [http://tulavia.net Посадочная площадка «Тула»]
  2. [http://newstula.ru/news/view/38313/ «Тульские новости»]
  3. [http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%93%D0%9A%D0%9E_%E2%84%96_77%D1%81%D1%81_%D0%BE%D1%82_9.07.41 Постановление ГКО № 77сс от 9.07.41 «О противовоздушной обороне Москвы»]
  4. [http://booksbunker.com/Undefined/71259/2.html Авиация и космонавтика 2008 09]
  5. С 1 января 2010 года авиация ВДВ передана в состав ВТА ВВС России
  6. [http://vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/AiKOut02/12VTAD/12VTAD005.htm 12-я Мгинская Краснознамённая военно-транспортная авиационная дивизия]
  7. [http://www.aerochayka.ru/disc/teorija/drlr/drlr01.htm Основные правила полетов в воздушном пространстве РФ (ОПП)]
  8. [http://www.tula.rodgor.ru/gazeta/661/people/2927/register.html Интервью ветерана ВОВ лётчика В. Ф. Рыбьянова]
  9. [http://www.tula.rodgor.ru/gazeta/672/exkl/3313/ Тайны тульских авиакатастроф]
  10. [http://info.senatorvtule.ru/obzor/194_%28311%29.html 490-й отдельный вертолётный полк]
  11. [http://www.aviahistory.ucoz.ru/RASPISANIE/Tula1976.xls Расписание, 1976 год]. aviahistory.ucoz.ru. Проверено 3 августа 2015.[неавторитетный источник? 1339 дней]
  12. [http://www.aviahistory.ucoz.ru/RASPISANIE/Tula1990.xls Расписание, 1990 год]. aviahistory.ucoz.ru. Проверено 3 августа 2015.[неавторитетный источник? 1339 дней]
  13. 1 2 [http://vtule.ru/events/e28330550/ А как летали!]
  14. [http://mk.tula.ru/news/n/4477/ Тульские власти планируют возрождение воздушного сообщения с аэродромов Тула-Клоково, Тула-Маслово и Ефремов-Восточный]  — «Молодой коммунар», 24 ноября 2010
  15. [http://tnews.tula.net/news/society/aeroporty_klokovo_i_efremov_budut_peredany_v_munitsipalnuyu_sobstvennost/ Аэропорты «Клоково» и «Ефремов» будут переданы в муниципальную собственность] — «Тульские известия», 3 марта 2013
  16. [https://myslo.ru/news/tula/iz-tuli-do-moskovskih-aeroportov-mozhno-budet-doehat-za-50-minut?utm_source=Y_news&utm_campaign=mir Из Тулы до московских аэропортов можно будет доехать за 50 минут]. Слобода (19 ноября 2014).
  17. [http://aviahistory.ucoz.ru/index/0-418 Авиапамятники Ту-124]. aviahistory.ucoz.ru.{{подст:АИ}}

История аэродрома Клоково18.12.2013

Аэродром Клоково начал своё существование в первые месяцы Великой Отечественной войны. Возможно, лётное поле в Клоково существовало и в довоенное время (точных данных пока нет).Во время Великой Отечественной войны на территории аэродрома базировался полк «Нормандия-Неман». Его штаб находился в здании, где до недавнего времени находился штаб вертолетного полка. После войны (1950-60-е) был образован Тульский Объединённый Авиаотряд (ОАО). Он летал на Ан-2 по области (Новомосковск, Куркино) и не только. Большая часть полётов осуществлялась на опрыскивание полей («химия»).

Аэропорт начал функционировать в 1959 году (с совместным использованием взлётно-посадочной полосы существующего военного аэродрома), когда в Туле в северной части города, вблизи деревни Клоково, была создана авиационная эскадрилья, имевшая самолеты Ан-2 и Як-12. В августе того же года открылось воздушное сообщение по маршрутам Тула — Белёв, Тула — Суворов, Тула — Куркино и Тула — Каменский район. С 27 сентября открылись регулярные рейсы с аэродрома Мясново в Ефремов. Также выполнялись регулярные рейсы в ближайшие областные центры (Брянск, Калуга, Орёл, Москва, Рязань). Кроме того производились авиационные работы и рейсы санитарной авиации.

Аэродром «Клоково» несколько раз был упомянут в хронике происшествий. Так в 1952 году «New York Times» сообщила о авиакатастрофе в Туле, унесшей жизни более 70 человек. Интересно, что в советской прессе это событие отражено не было.

В 1964 году территория аэродрома стала ареной шпионского скандала. 5 июня 1964 года газета «Красная звезда публикует статью «Визит через дыру в заборе». Колоритное описание задержания американских и английских шпионов А.Н. Дэвиса, Э.Х. Смита и Э.Дж.Зветина содержит поразительные подробности: задержание шпионов в запретной зоне аэродрома совершили простые советские граждане – товарищи Пономарев, Пинаичев и Лентяев, сержант воинской части Дятчин, пенсионер Лаврентьев, учительница Луканичева (!) Они же составили акт о задержании на вынесенном из магазина прилавке.

Аэровокзал был построен в 1960-е годы по типовому проекту. Близнецом тульского аэровокзала является здание аэропорта Перми. В 1974 году Тульский аэропорт обслужил 120 тысяч пассажиров. В том же году на площади перед аэровокзалом было построено троллейбусное кольцо, позволившее связать аэропорт троллейбусными маршрутами № 6 с Московским вокзалом и № 4А с югом города.

 До 1976 года на аэродроме базировался транспортный полк Мгинской дивизии, эксплуатировались самолеты  Ан-8 и Ан-12. В 1960-70-х в ОАО прибыли первые Ан-24Б. Затем пришёл ещё один Ан-24Б , а потом 3 Ан-24РВ. В начале 1980-х поступили два грузовых Ан-26Б. География полетов была обширной. Из особенностей этих рейсов можно отметить, что питания на них как такового не было, был только лимонад в многоразовых пластиковых пиалах. За дополнительную плату стюардессы в полете выдавали электронные игры «Электроника».  В аэровокзале на первом этаже располагался буфет с закусками (бутерброды, вареные яйца и т.д.), а на втором — ресторан «Сокол», в котором по вечерам играл ансамбль Анатолия Кролла.  

Благодаря удачному расположению аэродром Клоково почти никогда не закрывался по метеоусловиям, поэтому мог служить запасным аэродромом для Москвы.

Регулярные рейсы закончились в 1993 году. Самолеты были распроданы, и некоторые из них до сих пор летают в африканских странах.  

Ныне в здании аэровокзала размещается строительный супермаркет «Пенаты».

                                     Благодарим за предоставленную информацию Максима Тронзу

Дальнейшая судьба самолетов Тульского авиаотряда

На сегодняшний день из тульских самолётов летают:

  • Ан-2ТП 41336 местонахождение в ВВС Литвы.
  • Ан-2Р 32675 во владении частного лица.
  • Ан-2Р 40922 во владении частного лица.
  • Ан-26Б 26121 переконветированный в пассажирский вариант (Ан26Б-100) в авиакомпании КрасАвиа.
  • Ан-24РВ 46502 (ЕХ-008) принадлежит авиакомпании Авиа Траффик. Списан 20.12.2013 года. Судьба самолёта и местонахождение неизвестно.
  • Ан-24РВ 47252 (ЕХ-252) принадлежит авиакомпании Авиа Траффик. Списан 20.12.2013 года. Судьба самолёта и местонахождение неизвестно.
  • Ан-24Б 46587 (UR-CAO) принадлежит авиакомпании Аэромост Харьков. Списан 01.10.2008 года. Находится на хранении в аэропорту Киев (Жуляны).
  • Ан-26Б 26125 (ER-AFU) по состоянию на 2000 год числился в авиакомпании Аэроком. Судьба самолёта и местонахождение неизвестно.

Куда можно было улететь из этого аэропорта

Надо отметить, что Клоково тяжело назвать маленьким аэропортом. Он обслуживал довольно большое количество рейсов по самым разным направлениям. Вот основные города, в которые летали самолеты из Тулы: Ленинград, Москва, Киев, Бельцы, Набережные Челны, Свердловск, Астрахань, Симферополь, Днепропетровск, Донецк, Анапа, Сочи, Куйбышев, Смоленск, Воронеж, Казань, Волгоград, Ростов-на-Дону;

В 1964 огромным достижением стало открытие Рейса на Сочи — он пользовался большой популярностью, ведь это была возможность сразу же попасть на курорт.

Интересно, что знаменитая песня со словами «Аэропорт — стою у трапа самолета» описывает как раз забытый Клоково.

Несмотря на то, что Клоково был построен как военный аэродром, никаких дополнительных правил безопасности там не было. Вся процедура была стандартной — вначале пассажиры проходили поверхностный контроль, после этого — регистрацию на рейс и оформление багажа, а затем — паспортный контроль.

Как добраться

Чтобы попасть в тульский аэропорт можно воспользоваться услугами:

  • Такси. В центре города круглосуточно работают различные компании перевозки, которые предлагают свои услуги. До аэропорта средняя стоимость не будет превышать 200 рублей*.
  • Троллейбус. Остановка «Московский вокзал» расположена в центре города. Требуемый маршрут — №6. Среднее время в пути до аэровокзала — 15 минут, стоимость — 20-30 рублей*.
  • Также можно воспользоваться маршрутками №№ 32, 51 и городскими автобусами №№ 26, 44 и 36А.

Важно! Время работы городского транспорта: с 5:30 до 23:30. .

Можно добраться и на своем транспорте, для этого нужно двигаться из центра города вдоль Октябрьской улицы до Улицы Карпова. Далее необходимо повернуть в первый поворот налево после здания «Смарт-Т».

Авиапарк

Для перевозки пассажиров и выполнения различных задач использовался современный для того времени авиатранспорт. Совершали вылеты такие суда:

  • Ан-2. Небольшой биплан, который использовался для перевозки небольшого количества пассажиров, в сельскохозяйственных и исследовательских целях.
  • Ан-24. Турбовинтовой самолет, предназначенный для перелетов на короткие и средние дистанции, способен перевозить до 52 человек.
  • Ан-26. Самое габаритное судно, которое отличается большой вместимостью трюма. Способен принимать на борту до 38 персон, 5 человек экипажа.

После закрытия гражданских перевозок, большинство судов были распроданы в частные руки, либо перевезены на другие объекты.

Возобновление

В 2011 году муниципалитетом города был выдвинут вопрос о том, есть ли причины открывать аэропорт в Туле. В результате предложили программы восстановления инфраструктуры и постройки дополнительных транспортных путей от города до терминалов.

Уже в 2014 году было объявлено, что из-за строительства центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) добраться до крупных московских аэропортов удастся за час. Поэтому восстановление старого учреждения будет остановлено.

Аэропорт Клоково в Туле сыграл большую роль в войне и помогал обслуживать гражданские рейсы еще несколько десятилетий после ее завершения. Развитие науки, и в частности самолетостроения, привело к тому, что содержание гражданских терминалов на нем стало невыгодным предприятием. Но он до сих пор функционирует, позволяя тренироваться парашютистам и летчикам.

*указанные цены актуальны на сентябрь 2018 года

Авиационные происшествия на территории Тульской области

  • 28 апреля 1975 года произошла авиакатастрофа самолета Ан-2 СССР-50512 294ЛО, выполнявшего рейс Тула-Новомосковск-Москва (Быково). После взлета, набрав высоту 150—200 м, экипаж доложил пролёт траверза пос. Новотульский и расчетное время прибытия в аэродром Новомосковск. Экипаж больше на связь не выходил и самолет в расчетное время на аэродром Новомовсковск не прибыл. Проведенными поисковыми мероприятиями борт 50512 был обнаружен с воздуха сгоревшим на поле у деревни Огаревка Узловского района, на удалении 13,5 км от аэродрома Новомосковск.
  • 3 августа 1976 года произошла авиакатастрофа самолета Ан-2 СССР-70190 294ЛО, выполнявшего авиахимработы на территории Чернского района Тульской области. При самовольном вылете в нетрезвом состоянии второго пилота и авиатехника с посторонними лицами на борту и допущенном воздушном хулиганстве в процессе одного из разворотов, выполнявшегося на низкой высоте с большим левым креном, самолет зацепил левой полукоробкой землю, пробил лесополосу с высотой деревьев 6-8 м, пересек грунтовую дорогу, столкнулся с деревьями лесополосы с другой её стороны, встал на нос, загорелся и полностью сгорел, что привело к полному разрушению самолета и гибели двух человек.
  • 6 мая 1984 года произошла авиакатастрофа самолета Ан-2 СССР-05918 294ЛО, выполнявшего авиахимработы на территории Чернского района Тульской области. Причиной катастрофы самолета явился уход триммера руля высоты в крайнее верхнее положение на пикирование.
  • 17 июня 1997 года произошла авиакатастрофа самолета Ан-2 RA-84700 Тульского авиапредприятия, выполнявшего перегоночный рейс на ремонт в АРЗ по маршруту Тула-Шахты. После взлета экипажем был отмечен рост температуры масла двигателя и падение его давления. КВС сообщил о принятом решении вернуться на аэродром вылета. В процессе разворота произошел полный отказа двигателя. Самолет, планируя с отказавшим двигателем, зацепив линии электропередач колесами шасси, окончательно потерял скорость и столкнулся с землей в районе н. п. Никитино, Ленинского района Тульской области.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector